Под доступностью обучения понимают соответствие содержания, характера и объема учебного материала уровню подготовки учащихся и развития их познавательных способностей.
Понятно, что доступность обучения определяется, прежде всего, возрастными особенностями учащихся, однако было бы неправильно сводить возможности усвоения знаний исключительно к этой зависимости и не учитывать других факторов.
Известно, что нельзя установить для каждого возраста строго ограниченные рамки содержания и объема знаний, которые могут быть учащимися поняты и усвоены.
Многочисленными исследованиями установлена условность и подвижность возрастных границ в развитии познавательных сил и способностей. Оказалось, что овладение учащимися рациональными приемами усвоения знаний значительно расширяет учебные и познавательные возможности, а, следовательно, и понятие доступности обучения.
Еще сравнительно недавно перед начальной школой ставилась задача обучения детей элементарным навыкам (чтения, письма, счета) в целях создания необходимой основы для систематического изучения основ наук в средних и старших классах.
Теперь программа начального обучения рассчитана не только и не столько на овладение указанными навыками, а главным образом на сознательное усвоение, разумеется, со строгим учетом посильности для учащихся, с первых шагов обучения научных основ изучаемого материала с теоретическими правилами, зависимостями, закономерностями.
И то, что раньше считалось недоступным для изучения в начальных классах, теперь становится обычным, оказывает большое развивающее влияние на учащихся, способствует более основательной их подготовке, умению применять полученные знания.
Таким образом, доступность обучения должна ставиться в зависимость от возрастных возможностей усвоения знаний учащимися.
Кроме того, следует иметь в виду, что обучение становится доступным в силу влияния целого ряда других обстоятельств. К ним относится соблюдение других дидактических принципов, тщательный отбор учебного материала, определение системы его изучения, использование рациональных методов работы учителя и учащихся, влияние личности учителя и его мастерства.
Принцип доступности, называемый также принципом постепенного увеличения трудностей, относится со времен Коменского к наиболее популярным принципам. За 300 лет его понимание изменилось незначительно.
Как известно, он основан на взятых из “Великой дидактики” 10 принципах, некоторые из которых мы приведем.
По его мнению, “ образование будет продвигаться вперед без труда, если оно:
а) начинается в раннем возрасте, до формирования умственных способностей,
б) будет осуществляться одновременно с соответствующей нравственной подготовкой,
в) будет осуществляться по принципу изучения общих предметов к предметам более конкретным,
г) от простого к сложному,
д) никого не будет отягощать избытком научного материала “.
Классической дидактикой установлен ряд положений, обеспечивающих доступность обучения и получивших название правил доступности обучения (иногда их называют дидактическими правилами или правилами обучения, поскольку в известной мере они могут быть отнесены и к другим принципам обучения).
Впервые такие правила были сформулированы Коменским в “Великой дидактике” в качестве “основ легкости обучения и учения” (10 принципов рассмотренных выше).
Некоторые из них сохранили свое значение и в настоящее время, хотя в ряде случаев прежние формулировки относятся теперь к новому содержанию.
Первое правило доступности обучения - “ идти от легкого к трудному “. Оно означает необходимость последовательного перехода обучения от хорошо известного и понятного учащимся материала, с освоением которого они справляются сравнительно легко, к усвоению того, что представляет известные затруднения, преодоление которых требует затраты определенных усилий.
Нельзя, однако, сводить принцип доступности к требованию легкого обучения. Ушинский предупреждал об опасности легкой или потешающей педагогики, разрушающей характер человека, говорил о том, что обучение должно требовать от учащихся умения серьезно трудиться.
Правило идти в обучении от легкого к трудному предусматривает постановку перед учащимися задач с постепенно возрастающей степенью трудности. Чрезмерно легкое обучение, не требующее от учащихся умственного напряжения, тормозит их движение вперед, вызывает у них потерю интереса к обучению. С другой стороны, непосильные затруднения в учебной работе могут привести к известному разочарованию, утрате уверенности в своих силах. В осуществлении планомерного нарастания трудности в учении, перехода от конкретных, достаточно известных учащимся фактов и явлений, к простейшим, а затем и более сложным обобщениям и понятиям, важную роль играет руководство со стороны учителя. Видя трудности, возникающие у учеников при решении различного рода учебных задач, учитель оценивает соответствие этих трудностей познавательным возможностям учащихся и приходит в необходимых случаях им на помощь. Как правило, помощь учителя имеет форму совета, рекомендаций, дополнительных и наводящих вопросов, но не должна заключаться в выполнении заданий за учащихся.
Именно преодоление трудностей, достижение успешных результатов в решении учебных задач, вызывает у учащихся чувство удовлетворения, положительные эмоции, укрепляет веру в себя, усиливает стремление к приобретению новых знаний.
Второе правило доступности обучения - “ от известного к неизвестному “.
Оно основано на физиологическом учении о том, что новые условные связи устанавливаются, надстраиваются на безусловных или ранее укрепившихся связях.
В соответствии с этим правилом учитель должен хорошо знать уже имеющийся у учащихся запас знаний и сведений, вынесенных из жизненного опыта, и на этой основе строить изучение нового материала.
Неизвестное усваивается значительно легче, если оно связано с уже хорошо знакомым. Ушинский считал, что всякий правильный метод учения от известного должен переходить к неизвестному, а не наоборот. “При такой методике учения возбуждается та самостоятельная работа головы, которая составляет единственно прочное основание всякого плодовитого учения”.
Третье правило доступности обучения - “ от простого к сложному “.
Обучение надо начинать с простых фактов, обобщений, понятий и постепенно переходить к изучению более сложного материала. Обычно простым материалом называют тот материал, смысл которого понимается учащимися без особого напряжения. Однако простота объектов познания - понятие относительное.
Так, например, клетка является простейшим структурным элементом сложнейшего живого организма, атом значительно проще любого вещества, однако в процессе обучения в качестве более простых объектов познания рассматриваются целостный организм и вещество. Кроме того, для детей часто сложным представляется все новое и непонятное; сложное становится простым, когда познается, понимается и осознается, связывается с тем, что уже стало простым. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся сложное сделать простым и доступным для понимания и усвоения.
Четвертое правило доступности обучения - “ от близкого к далекому “.
Это правило требует постепенного расширения в процессе обучения познавательного кругозора учащихся. Дистервег предупреждал, что близкое нельзя понимать как расположенное в непосредственной близости от учащихся.
“Часто по духу очень близко то, - писал он, - что с другой точки зрения кажется находящимся весьма далеко“. Обучение начинается с близкого ребенку окружающего его мира. Но в дальнейшем понятие “близкое” надо представлять себе не в буквальном, житейском, а познавательном смысле. Так, в реальной действительности учащимся ближе современные общественные отношения, но изучение истории они начинают с древних времен.
Таким образом, близкое в обучении - это то, что ученик легче может себе представить и понять. Коменский писал, что переход от близкого к далекому происходит постепенно, “ чтобы сперва усваивалось то, что является наиболее близким, затем не столь отдаленным, потом - более отдаленным и, наконец, самым отдаленным “