русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

В ПОЗНАНИИ И ПРЕОБРАЗОВАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 821; Нарушение авторских прав


ИЛИ ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ УЧАЩИМИСЯ

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ ОБУЧЕНИЯ,

 

Под доступностью обучения понимают соответствие содержания, характера и объема учебного материала уровню подготовки учащихся и развития их познавательных способностей.

Понятно, что доступность обучения определяется, прежде всего, возрастными особенностями учащихся, однако было бы неправильно сводить возможности усвоения знаний исключительно к этой зависимости и не учитывать других факторов.

Известно, что нельзя установить для каждого возраста строго ограниченные рамки содержания и объема знаний, которые могут быть учащимися поняты и усвоены.

Многочисленными исследованиями установлена условность и подвижность возрастных границ в развитии познавательных сил и способностей. Оказалось, что овладение учащимися рациональными приемами усвоения знаний значительно расширяет учебные и познавательные возможности, а, следовательно, и понятие доступности обучения.

Еще сравнительно недавно перед начальной школой ставилась задача обучения детей элементарным навыкам (чтения, письма, счета) в целях создания необходимой основы для систематического изучения основ наук в средних и старших классах.

Теперь программа начального обучения рассчитана не только и не столько на овладение указанными навыками, а главным образом на сознательное усвоение, разумеется, со строгим учетом посильности для учащихся, с первых шагов обучения научных основ изучаемого материала с теоретическими правилами, зависимостями, закономерностями.

И то, что раньше считалось недоступным для изучения в начальных классах, теперь становится обычным, оказывает большое развивающее влияние на учащихся, способствует более основательной их подготовке, умению применять полученные знания.

Таким образом, доступность обучения должна ставиться в зависимость от возрастных возможностей усвоения знаний учащимися.



Кроме того, следует иметь в виду, что обучение становится доступным в силу влияния целого ряда других обстоятельств. К ним относится соблюдение других дидактических принципов, тщательный отбор учебного материала, определение системы его изучения, использование рациональных методов работы учителя и учащихся, влияние личности учителя и его мастерства.

Принцип доступности, называемый также принципом постепенного увеличения трудностей, относится со времен Коменского к наиболее популярным принципам. За 300 лет его понимание изменилось незначительно.

Как известно, он основан на взятых из “Великой дидактики” 10 принципах, некоторые из которых мы приведем.

По его мнению, “ образование будет продвигаться вперед без труда, если оно:

а) начинается в раннем возрасте, до формирования умственных способностей,

б) будет осуществляться одновременно с соответствующей нравственной подготовкой,

в) будет осуществляться по принципу изучения общих предметов к предметам более конкретным,

г) от простого к сложному,

д) никого не будет отягощать избытком научного материала “.

Классической дидактикой установлен ряд положений, обеспечивающих доступность обучения и получивших название правил доступности обучения (иногда их называют дидактическими правилами или правилами обучения, поскольку в известной мере они могут быть отнесены и к другим принципам обучения).

Впервые такие правила были сформулированы Коменским в “Великой дидактике” в качестве “основ легкости обучения и учения” (10 принципов рассмотренных выше).

Некоторые из них сохранили свое значение и в настоящее время, хотя в ряде случаев прежние формулировки относятся теперь к новому содержанию.

Первое правило доступности обучения - “ идти от легкого к трудному “. Оно означает необходимость последовательного перехода обучения от хорошо известного и понятного учащимся материала, с освоением которого они справляются сравнительно легко, к усвоению того, что представляет известные затруднения, преодоление которых требует затраты определенных усилий.

Нельзя, однако, сводить принцип доступности к требованию легкого обучения. Ушинский предупреждал об опасности легкой или потешающей педагогики, разрушающей характер человека, говорил о том, что обучение должно требовать от учащихся умения серьезно трудиться.

Правило идти в обучении от легкого к трудному предусматривает постановку перед учащимися задач с постепенно возрастающей степенью трудности. Чрезмерно легкое обучение, не требующее от учащихся умственного напряжения, тормозит их движение вперед, вызывает у них потерю интереса к обучению. С другой стороны, непосильные затруднения в учебной работе могут привести к известному разочарованию, утрате уверенности в своих силах. В осуществлении планомерного нарастания трудности в учении, перехода от конкретных, достаточно известных учащимся фактов и явлений, к простейшим, а затем и более сложным обобщениям и понятиям, важную роль играет руководство со стороны учителя. Видя трудности, возникающие у учеников при решении различного рода учебных задач, учитель оценивает соответствие этих трудностей познавательным возможностям учащихся и приходит в необходимых случаях им на помощь. Как правило, помощь учителя имеет форму совета, рекомендаций, дополнительных и наводящих вопросов, но не должна заключаться в выполнении заданий за учащихся.

Именно преодоление трудностей, достижение успешных результатов в решении учебных задач, вызывает у учащихся чувство удовлетворения, положительные эмоции, укрепляет веру в себя, усиливает стремление к приобретению новых знаний.

 

Второе правило доступности обучения - “ от известного к неизвестному “.

Оно основано на физиологическом учении о том, что новые условные связи устанавливаются, надстраиваются на безусловных или ранее укрепившихся связях.

В соответствии с этим правилом учитель должен хорошо знать уже имеющийся у учащихся запас знаний и сведений, вынесенных из жизненного опыта, и на этой основе строить изучение нового материала.

Неизвестное усваивается значительно легче, если оно связано с уже хорошо знакомым. Ушинский считал, что всякий правильный метод учения от известного должен переходить к неизвестному, а не наоборот. “При такой методике учения возбуждается та самостоятельная работа головы, которая составляет единственно прочное основание всякого плодовитого учения”.

 

Третье правило доступности обучения - “ от простого к сложному “.

Обучение надо начинать с простых фактов, обобщений, понятий и постепенно переходить к изучению более сложного материала. Обычно простым материалом называют тот материал, смысл которого понимается учащимися без особого напряжения. Однако простота объектов познания - понятие относительное.

Так, например, клетка является простейшим структурным элементом сложнейшего живого организма, атом значительно проще любого вещества, однако в процессе обучения в качестве более простых объектов познания рассматриваются целостный организм и вещество. Кроме того, для детей часто сложным представляется все новое и непонятное; сложное становится простым, когда познается, понимается и осознается, связывается с тем, что уже стало простым. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся сложное сделать простым и доступным для понимания и усвоения.

 

Четвертое правило доступности обучения - “ от близкого к далекому “.

Это правило требует постепенного расширения в процессе обучения познавательного кругозора учащихся. Дистервег предупреждал, что близкое нельзя понимать как расположенное в непосредственной близости от учащихся.

“Часто по духу очень близко то, - писал он, - что с другой точки зрения кажется находящимся весьма далеко“. Обучение начинается с близкого ребенку окружающего его мира. Но в дальнейшем понятие “близкое” надо представлять себе не в буквальном, житейском, а познавательном смысле. Так, в реальной действительности учащимся ближе современные общественные отношения, но изучение истории они начинают с древних времен.

Таким образом, близкое в обучении - это то, что ученик легче может себе представить и понять. Коменский писал, что переход от близкого к далекому происходит постепенно, “ чтобы сперва усваивалось то, что является наиболее близким, затем не столь отдаленным, потом - более отдаленным и, наконец, самым отдаленным “

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ. | ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.