Для обработки текстов в Object Pascal используются следующие типы:
короткая строка shortString или string [n] , где n <= 255;
длинная строка string;
широкая строка WideString;
нуль-терминальная строка pchar.
Общим для этих типов является то, что каждая строка трактуется как одномерный массив символов, количество символов в котором может меняться в работающей программе: для string [n] длина строки меняется от 0 до n, для string и pchar - от 0 до 2 Гбайт.
В стандартном Паскале используются только короткие строки String [n] . В памяти такой строке выделяется n+1 байт, первый байт содержит текущую длину строки, а сами символы располагаются начиная со 2-го по счету байта. Поскольку для длины строки в этом случае отводится один байт, максимальная длина короткой строки не может превышать 255 символов. Для объявления короткой строки максимальной длины предназначен стандартный тип ShortString (эквивалент String[255]).
В Windows широко используются нуль-терминальные строки, представляющие собой цепочки символов, ограниченные символом #о. Максимальная длина такой строки лимитируется только доступной памятью и может быть очень большой.
В 32-разрядных версиях Delphi введен новый тип string, сочетающий в себе удобства обоих типов. При работе с этим типом память выделяется по мере надобности (динамически) и ограничена имеющейся в распоряжении программы доступной памятью.
Для совместимости с компонентами, основывающимися на OLE-технологии, в Delphi 32 введены также широкие строки, объявляемые стандартным типом wideString. По своим свойствам они идентичны длинным строкам string, но отличаются от них тем, что для представления каждого символа используются не один, а два байта.
Необходимость в нуль-терминальных строках возникает только при прямом обращении к API-функциям ОС. При работе с компонентами Delphi в основном используются более удобные длинные строки, которые рассматриваются в п. 7.3.1.
И несколько слов о широких строках, 32-разрядные версии Windows используют три сорта символов: однобайтный символ ANSI, двухбайтный символ и символ Unicode. Однобайтный символ связан с одним из 256 возможных значений, которые трактуются в зависимости от установленной в Windows национальной страницы (для размещения кириллицы используется страница 1251). 256 символов вполне достаточны для отображения национального алфавита любого европейского языка. Для отображения алфавитов некоторых азиатских языков этого недостаточно. В этом случае используется двухбайтный символ, в котором младший байт обычно кодируется семибитным ASCII-кодом, а старший указывает, как должен трактоваться этот код (каким символом он будет изображаться в документе или на экране). Символ Unicode в памяти занимает одно слово, которое имеет 65536 возможных значений. Специальная международная комиссия по Unicode выработала соглашение, позволяющее с помощью этого кода представить все символы всех языков мира. Двухбайтные символы и символы Unicode объявляются стандартным типом widecnar, а составленные из них строки - типом widestring. Все Windows-программы, использующие OLE-технологию обмена строками, должны кодировать символы в соответствии с Unicode.
Традиционно авторское право понимается в различных значениях. В частности, можно говорить об авторском праве в объективном смысле и об авторском праве в субъективном смысле.
Авторское право в объективном смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов имущественными и неимущественными правами, защите прав автора и других правообладателей[1].
В юридической литературе относительно авторского права в объективном смысле указывают на то, что «авторское право есть часть (подотрасль) единого гражданского права»[2]. В свою очередь подотрасль гражданского права – это «крупные блоки близких по своему содержанию норм, которые регулируют обширные группы однородных и взаимосвязанных отношений»[3]. В силу этого следует уточнить, что авторское право не является подотраслью гражданского права, а составляет институт такой подотрасли как «Право интеллектуальной собственности», которая также включает смежные права, патентное право, права на селекционные достижения, на топологии интегральных микросхем, на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, и т.д.
Также для правильного понимания регулирования и защиты авторских правоотношений надо указать на то, что соответствующие вопросы раскрываются не только нормами гражданско-правового характера. Нормы, направленные на охрану прав и законных интересов авторов и иных правообладателей, содержаться в Конституции РФ, Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях. В силу этого можно говорить о комплексном характере авторского права в объективном смысле. Однако без сомнения основная роль в регулировании авторских правоотношений отведена гражданскому праву. В силу этого на рассматриваемые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права (о сделках, о сроках, общие положения об обязательствах и договорах и т.д.).
Предмет авторского права в объективном смысле составляют авторские правоотношения как общественные отношения, урегулированные нормами авторского права, складывающиеся между правообладателями и прочими лицами по поводу использования (иногда – и создания) объектов авторского права[4].
В структуре авторского правоотношения можно выделить три элемента:
1) субъекты – авторы, их правопреемники, иные правообладатели (в частности, работодатели), организации по коллективному управлению авторскими правами и т.д.;
2) объекты – произведения науки, литературы, искусства;
3) содержание – совокупность прав и обязанностей субъектов авторских правоотношений, главенствующее место среди которых занимают права автора. Именно такие права и принято называть авторским правом в субъективном смысле. Соответственно, авторское право в субъективном смысле – это совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Помимо двух указанных проявлений авторского права оно понимается также как учебная дисциплина и как наука, речь о которых пойдет ниже в соответствующих параграфах.
Суть авторского права «заключается в охране формы произведения, а не его существа, так как форма имеет приоритет в авторском праве, но из этого не следует безразличное отношение права к содержательной стороне объекта, без которой его существование невозможно»[5].
Институт авторского права часто объединяют со смежными правами. На законодательном уровне это нашло свое отражение в принятии и действии Закона РФ от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»[6]. А. П. Сергеев такой подход объяснял «теснейшей зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений»[7].
Для правильного восприятия норм авторского права изначально целесообразно учитывать следующие основополагающие правила авторского права.
1. Общий смысл и назначение норм, входящих в авторское право, – защита прав и законных интересов тех, кто создал авторское произведение, и тех, кто имеет определенные имущественные права на него. По существу авторское право провозглашает принцип свободы творчества и свободы распоряжения его результатами – только автор вправе определять их содержание и направленность.
2. Авторские права презюмируются и для их возникновения по общему правилу не требуется специальных регистрационных процедур, как, например, это предусмотрено для приобретения права собственности на недвижимое имущество или прав на изобретение. Или иначе – авторские права возникают в силу факта создания произведения.
3. Авторское право исходит из того, что после создания произведения только его творец определяет судьбу произведения. Автор может вообще не использовать созданное произведение, но если оно используется, то изначально исключительное право на распоряжение произведением принадлежит именно автору. В соответствии с п. 4 ст. 1235 ГК РФ ничтожными признаются условия договоров о передаче авторских прав, ограничивающие право гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности определенного рода или в определенной области интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам.
Однако автор вправе уступить свое исключительное право по договору об отчуждении такого права или предоставить определенные возможности по использованию произведения в рамках лицензионного договора. Неимущественные же права, связанные с личностью автора, переданы быть не могут никогда и никому.
4. Свобода творчества сочетается с определенными ограничениями для создания гармоничного баланса интересов творца и общества. Это проявляется в общерегулятивных функциях государства, установлении таких правил, как дозволение использовать произведение в личных целях без согласия автора (ст. 1274-1279 ГК РФ), переход произведений при определенных обстоятельствах в общественное достояние (ст. 1281 ГК РФ) и т.п.
5. Все произведения, в том числе и созданные отечественными авторами, объективно имеют общемировой (транснациональный) характер. Закон учитывает данное обстоятельство, и поэтому непременным компонентом правового регулирования в авторском праве являются нормы, посвященные авторским правоотношениям с участием иностранцев (иностранных организаций), отношениям по защите прав российских авторов за рубежом и т.д. В авторском праве также необычайно велика роль международных конвенций и договоров (см. гл. 2), при изложении правил о сфере действия норм законодатель обычно указывает и особенности применения их к отношениям, осложненным «иностранным элементом».
6. Авторское право по общему правилу охраняет и защищает не существо (содержание) соответствующих идей, решений, мыслей, а лишь их внешнюю форму. Поэтому оно не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК РФ).
Функции авторского права – это целевое назначение авторского права и наличие в его составе необходимых правовых средств, способных обеспечить достижение поставленных целей.
Анализ юридической литературы позволяет нам выделить следующие функции авторского права:
1) обеспечительная функция проявляется в двух моментах:
во-первых, авторское право обеспечивает признание авторства и охрану произведений науки, литературы и искусства с момента их воплощения в объективной форме, наделяя автора комплексом личных неимущественных и имущественных прав;
во-вторых, авторское право создает условия для широкого использования произведений в интересах общества, «предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры»;
2) стимулирующая функция заключается в том, что авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, а также использованию полученных произведений, в частности, для получения доходов;
3) защитная функция состоит в том, что, с одной стороны, законом закреплено правило, что неправообладатели «не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ», с другой стороны, автор и иной правообладатель могут обратиться в компетентные государственные органы для принудительной защиты своих нарушенных прав.
Принципы авторского права – это основные начала, наиболее общие руководящие положения авторского права, определяющие основные направления авторско-правового регулирования и имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер.
Значение принципов заключаются в следующем. Во-первых, они определяют общее направление регулирования авторских правоотношений. Принципы пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений.
Во-вторых, принципы авторского права являются средством устранения пробелов в праве при применении такого способа как аналогия права. Кроме того, опора на принципы авторского права позволяет правильно толковать и применять на практике нормы, регулирующие авторские правоотношения.
Принципы авторского права, в отличие от принципов гражданского права в целом (ст. 1 ГК РФ), не закреплены в конкретной статье ГК РФ. Вместе их можно вывести из анализа действующего законодательства.
В силу закрепления в законе принципы авторского права обладают общеобязательным характером.
А. П. Сергеев выделил четыре принципа авторского права: принцип свободы творчества; принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества; принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора; принцип свободы авторского договора[8].
Принцип свободы творчества. В соответствии с п. 1 ст. 44 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». При этом п. 5 ст. 29 закрепляет запрет цензуры, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей[9].
Проявлением рассматриваемого принципа является то, что законодатель не ограничивает круг охраняемых произведений и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме, независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. Более того, авторы свободны в выборе «темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы и т. п.»
Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Однако надо учитывать, что многие результаты творческой деятельности являются движущей силой и основным фактором экономического, технологического, общественного, социального, научного и культурного развития общества. Соответственно неограниченная монополия автора на произведение может служить тормозом в эволюции соответствующих общественных отношений. Промышленное развитие многих стран показало, что монополии являются сдерживающим фактором экономического и общественного развития и допустимы только в отношении в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом.
Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права. Сочетание личных интересов автора с интересами общества проявляется в том, что, с одной стороны законодатель закрепил широкий круг личных и имущественных авторских прав, запрет на несанкционированное автором использование произведения, а, с другой стороны, установил случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанными в законе лицами и способами.
Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства и право автора на имя как самые важные из личных неимущественных авторских прав неотчуждаемы и непередаваемы, т.е. не могут перейти к другим лицам. В связи с этим право авторства и право автора на имя не переходят по наследству. Однако надо заметить, что некоторые личные неимущественные права автора не подлежат отчуждению при его жизни, но могут реализовываться иными лицами после его смерти. Например, право на обнародование произведения, не осуществленное при жизни автора, может быть исполнено после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном) (п. 3 ст. 1268 ГК РФ).
Принцип свободы договоров, заключаемых в сфере интеллектуальной деятельности является частным случаем принципа свободы договора, закрепленного в ст. 421 ГК РФ. Данный принцип проявляется в том, что субъекты авторского права свободны в заключении договора, в выборе контрагента договора, условий договора и т.д.
Помимо рассмотренных принципов авторского права можно выделить территориальный и национальный принципы охраны авторских прав. Территориальный принцип предоставления охраны заключается в том, что охрана произведению предоставляется, если произведение впервые опубликовано (может быть обнародовано) или если не опубликовано, но находится на территории государства, где испрашивается охрана. Изначально Бернская конвенция применяла только этот принцип, но с 1964 г. стал применяться принцип гражданства (национальный). Он заключается в том, что произведения гражданина определенной страны охраняются в стране, гражданином которой он является, независимо от места обнародования произведения.
Правила территориального действия авторского права сводятся к тому, что авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме:
1. На территории РФ – признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства. При этом произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.
2. За пределами территории РФ – признается за авторами, являющимися гражданами РФ (их правопреемниками).
3. За пределами территории РФ – признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) – гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В данной ситуации необходимо учитывать несколько моментов:
3.1. Автор произведения (иной первоначальный правообладатель) определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.
3.2. Произведения, в отношении которых осуществляется защита,
а) не должны в стране своего происхождения перейти в общественное достояние;
б) в стране происхождения произведения не истек установленный в такой стране срок действия исключительного права на эти произведения;
в) не должны перейти в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного гражданским законодательством срока действия исключительного права на них.
3.3. При предоставлении охраны в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.
В России авторские правоотношения регулируются актами национального законодательства и международными договорами Российской Федерации.
К актам национального авторского законодательства можно отнести следующие нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации[10] в ст. 44 гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, закрепляя «Интеллектуальная собственность охраняется законом».
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению Российской Федерации. Следовательно, законы, охраняющие интеллектуальную собственность, должны приниматься на федеральном уровне.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации[11] и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы.
В основном авторские правоотношения урегулированы главами 69 и 70 части четвертой ГК РФ, которая была введена в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[12]. В соответствии со ст. 5 указанного закона часть четвертая ГК РФ применяется;
· к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие;
· по правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой, – к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день введения в действие части четвертой Кодекса, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой Кодекса.
Отдельные положения авторско-правового регулирования имеют место в других частях ГК РФ. В частности, в части второй ГК РФ – это статья 2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством», статья 128 «Виды объектов гражданских прав»; в части третьей глава 53 «Доверительное управление имуществом», глава 55 «Простое товарищество», глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда», § 1 «Общие положения о возмещении вреда». При наследовании авторских прав применению подлежит часть третья ГК РФ.
В отношении федеральных законов, регулирующих вопросы авторского права, можно отметить, что на современном этапе их практически нет, т.к. все авторско-правовые нормы закреплены в части четвертой ГК РФ. Однако ряд законов регулирует отношения, соприкасающиеся с авторскими отношениями, конкретизируя их в той или иной сфере. К таким можно отнести, федеральные законы «О средствах массовой информации»[13], «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[14], «О библиотечном деле»[15] «О рекламе»[16], и др.
3. Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.
Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ[17], которые могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.
Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ. В сфере авторского права можно отметить такие постановления Правительства как «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений»[18], «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»[19] и т.д.
В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.
Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»[20] Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.
Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура)[21].
Федеральная служба, в частности, осуществляет следующие полномочия:
1) принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе, акты по вопросам обеспечения контроля и надзора в установленной сфере ведения; акты по вопросу установления формы отчета о деятельности аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;
2) осуществляет:
2.1) государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности и за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;
2.2) государственную аккредитацию организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, и т.д.
Функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также функции по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам[22].
Служба осуществляет контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот.
По отдельным вопросам, связанным с реализацией авторских и смежных прав, принятием дополнительных мер для защиты правообладателей, реализацией специально возложенных полномочий в области авторских и смежных прав издаются нормативные правовые актыи иные документы министерстви иных федеральных органов исполнительной власти,в частности:
· приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. № 30 «О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе», утвердивший также Общие методические рекомендации по применению Типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе;
· приказ Росохранкультуры от 23.10.2008 № 92 «Об утверждении Положения об аккредитационной комиссии»[23];
· распоряжение ГТК РФ от 27 мая 1999 г. № 01-14/632 «Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»[24];
· письмо Роснотребнадзора от 5 апреля 2005 г. № 0100/2416-05-32 «О проведении контрольно-надзорных мероприятий, направленных на нераспространение контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм»[25].
Не является источником гражданского, а следовательно, и авторского права судебная и арбитражная практика, так как судебные учреждения не обладают нормотворческими функциями и не создают нормы права, а лишь дают толкования по их применению[26]. Вместе с тем постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации имеют важное практическое значение. В сфере авторских правоотношений можно отметить следующие акты:
· информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»[27];
· постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»[28];
· Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»[29].
Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров в сфере авторского права:
· Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.[30];
· Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г.[31];
· Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве[32];
· Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП);
· Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.;
· двусторонние соглашения с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией, часть из которых заключена еще в период существования СССР.
Пункт 2 ст.7 ГК РФ устанавливает, что «если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора».
Согласно ст. 1256 ГК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации, автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.
Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного Кодексом срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.
[1] Гражданское право: Учебник. Том 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2003. С. 638.
[2] Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. М., 2008. С. 6.
[3] Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2006. ИПС «КонсультантПлюс».
[4] Хохлов В.А. Указ. соч. С. 6.
[5] Макагонова Н.В. Авторское право. М., 1999. С. 74.
[6] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242. Далее – Закон об авторском праве.
[7] Гражданское право. Том 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1999. С. 95.
[8] Гражданское право. Том 3. Учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1999. С. 95 – 97.
[9] Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 1992.
[10] Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
[11] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496. Дале – ГК РФ.
[12] Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5497. Далее – Закон о введении в действие части четвертой ГК РФ.
[13] Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 08.02.1992.
[14] Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.
[15] Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.
[16] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
[17] См., например, Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016.
[18] Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1880.
[19] Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 994.
[20] Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562.
[21] Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 407 «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия» // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2584.
[22] Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2668.
[23] Приказ Росохранкультуры от 23.10.2008 № 92 «Об утверждении Положения об аккредитационной комиссии» // Российская газета. № 241. 25.11.2008.
[24] Распоряжение ГТК РФ от 27.05.1999 N 01-14/632 «Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» // Таможенный вестник. № 13. 1999.
[25] Письмо Роспотребнадзора от 05.04.2005 № 0100/2416-05-32 «О проведении контрольно-надзорных мероприятий, направленных на нераспространение контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм» // ИПС «КонсультантПлюс».
[26] Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976. С. 31 – 45.
[27] Вестник ВАС РФ. 2008. № 2.
[28] Российская газета. № 137. 28.06.2006.
[29] Российская газета. № 95. 05.05.2007.
[30] Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, заключена в г. Берне 09.09.1886 / Бюллетень международных договоров. 2003. № 9. С. 3 – 34.
Конвенция вступила в силу для России 13.03.1995.
[31] Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Заключена в г. Стокгольме 14.07.1967 // ИПС «КонсультантПлюс». Конвенция вступила в силу для СССР 26.04.1970.
[32] Всемирная конвенция об авторском праве. Заключена в г. Женеве 06.09.1952 // Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. 1973. № 24. Ст. 139. Конвенция вступила в силу для России 27.05.1973.