В отличие от порядковых типов, значения которых всегда сопоставляются с рядом целых чисел и, следовательно, представляются в ПК абсолютно точно, значения вещественных типов определяют произвольное число лишь с некоторой конечной точностью, зависящей от внутреннего формата вещественного числа.
Тип дата-время определяется стандартным идентификатором TDateTime и предназначен для одновременного хранения и даты, и времени. Во внутреннем представлении он занимает 8 байт и подобно currency представляет собой вещественное число с фиксированной дробной частью: в целой части числа хранится дата, в дробной - время. Дата определяется как количество суток, прошедших с 30 декабря 1899 года, а время - как часть суток, прошедших с 0 часов, так что значение 36444,837 соответствует дате 11.10.1999 и времени 20:05. Количество суток может быть и отрицательным, однако значения меньшие -693594 (соответствует дате 00.00.0000 от Рождества Христова) игнорируются функциями преобразования даты к строковому типу.
Над данными типа TDateTime определены те же операции, что и над вещественными числами, а в выражениях этого типа могут участвовать константы и переменные целого и вещественного типов.
Для работы с датой и временем используются подпрограммы, перечисленные в табл.
Function Date: TDateTime;
Function DateToStr(D: TDateTime): String;
Function DateTimeToStr(D: TDateTime): String;
Function FormatDateTime (Format: String;
Value: TDateTime): String;
Function Now: TDateTime;
Function Time: TDateTime;
Function TimeToStrfT: TDateTime): String;
Возвращает текущую дату
Преобразует дату в строку символов
Преобразует дату и время в строку символов
Преобразует дату и время из параметра value в строку символов в соответствии со спецификаторами параметра Format (см. пояснения в п. 7.3.)
Возвращает текущую дату и время
Возвращает текущее время
Преобразует время в строку
В версии Delphi 4 впервые введены так называемые динамические массивы. При объявлении таких массивов в программе не следует указывать границы индексов:
Var A: array of Integer;
В: array of array of Char;
C: array of array of array of Real;
В этом примере динамический массив A имеет одно измерение, массив B - два и массив C - три измерения. Распределение памяти и указание границ индексов по каждому измерению динамических массивов осуществляется в ходе выполнения программы путем инициации массива с помощью функции SetLength. В ходе выполнения такого оператора:
SetLength(А,3);
одномерный динамический массив а будет инициирован, т. е. получит память, достаточную для размещения трех целочисленных значений. Нижняя граница индексов по любому измерению динамического массива всегда равна 0, поэтому верхней границей индексов для а станет 2.
Фактически идентификатор динамического массива ссылается на указатель (см. гл. 9), содержащий адрес первого байта памяти, выделенной для размещения массива. Поэтому для освобождения этой памяти достаточно присвоить идентификатору значение nil (другим способом является использование процедуры Finalize):
Var А,В: array of Integer;
begin
// Распределяем память:
SetLength(A,10) ;
SetLength(B,20) ;
// Используем массивы:
…………………
// Освобождаем память:
А := NIL;
Finalize(В);
end;
При изменении длины уже инициированного динамического массива по какому-либо его измерению сначала резервируется нужная для размещения нового массива память, затем элементы старого массива переносятся в новый, после чего освобождается память, выделенная прежнему массиву. Чтобы сократить дополнительные затраты времени, связанные с изменением границ большого динамического массива, следует сразу создать массив максимальной длины.
В многомерных массивах сначала устанавливается длина его первого измерения, затем второго, третьего и т. д. Например:
Var A: array of array of Integer;//Двумерный динамический массив begin
//Устанавливаем длину первого измерения (количество столбцов):
SetLength(A,3) ;
//Задаем длину каждого столбца:
SetLength(A[0],3) ;
SetLength(A[l],3) ;
SetLength(A[2] ,3) ;
end;
Обратите внимание: в отличие от обычных массивов стандартного Паскаля (и Object Pascal), динамические массивы могут иметь разную длину по второму и следующим измерениям. В предыдущем примере определен квадратный массив 3х3. Однако ничто не мешает нам создать, например, треугольный массив:
SetLength(A,3) ;
//Задаем длину каждого столбца:
SetLength(A[0],3) ;
SetLength(A[l],4) ;
SetLength(A[2],5) ;
В многомерных динамических массивах каждый элемент любого из N-1 измерений (N - количество измерений) представляет собой динамический массив и, следовательно, нуждается в инициации. Вот как, например, можно инициировать вещественный кубический массив 3х3х3:
Var A: array of array of array of Real; i, j: Integer;