Эмбиент медиа (от англ. ambient – окружающий). Если дословно, то это реклама на предметах окружающей среды – любых, мало-мальски пригодных под ее размещение.
Термин «эмбиент медиа» родился в Великобритании в начале-середине 90-х годов 20 века – эмбиентом стали обозначать визуальную (и не только) рекламу, которая достигает потребителей в самых неожиданных местах (ambient в переводе с английского означает «окружающий»).
Иными словами это вся та реклама, которая имеет необычный вид, т.е. вываливается за обычные рамки рекламных сообщений. Например, это могут быть рекламные щиты, имеющие необычную форму или же рисунки на асфальте преобразующие окружающий пейзаж. Главный критерий эмбиент рекламы это необычность, креатив, нестандартность и неожиданность. Но кроме этого у эмбиэнт медия есть еще одно качество — это уместное использование окружающей среды. Людям нравится, когда качественная, грамотно размещенная креативная реклама делает городской пейзаж более привлекательным и разнообразным.
Один из ее основных принципов – подстерегать потенциального потребителя в самых неожиданных местах. Места нужно выбирать такие, где рекламу уже невозможно проигнорировать. В России эмбиент медиа также называют нетрадиционной или нестандартной рекламой.
В действительности все выглядит следующим образом. Вы получаете квитанции об оплате коммунальных услуг, а на оборотной стороне – реклама. Берете коробок спичек, а на нем – реклама. Выбираетесь в парк прогуляться, а там тоже реклама – на скамейках и на урнах. Заходите в общественный туалет – и там реклама: на дверце кабинки и на туалетной бумаге. Сидя в кафе и ожидая официанта, можно скоротать время просмотром рекламы на салфетках. Рекламой в транспорте уже никого не удивишь – тем не менее, это разновидность эмбиент медиа. Идете на пляж – кабинки для переодевания сплошь покрыты рекламными надписями. Идете в сауну – встретите рекламу на банных полках. Берете талончик к врачу – и там реклама. Покупаете в магазине хлеб – его Вам непременно завернут в пакетик с рекламной картинкой.
Еще бывает реклама на куриных яйцах. Наносится при помощи специальных штампиков.
Эмбиент медиа только осваиваются российскими рекламными службами, культура их употребления еще не сложилась окончательно. Но зато в перспективе у них есть неплохой шанс «поставить рекламу на место», каким бы неожиданным оно на первый взгляд не казалось.
Реклама банковских услуг удачно вписывается в формат квитанций коммунальных платежей. В конце концов, ведь именно банки эти платежи и принимают. На вокзалах вполне к месту была бы реклама гостиниц и таксофирм. На оборотной стороне авиа- и железнодорожных билетов – всего, что связано с путешествиями и туризмом. В супермаркетах, ресторанах, концертных залах иногда можно увидеть рекламу на зеркалах.
Достаточно оригинально однажды заявила о своей продукции – наручных часах швейцарская фирма IWC. Под часы были стилизованы ременные поручни в общественном транспорте. Пассажиры продевали руки в петли и тут же могли оценить, как смотрится у них на запястье новая модель на кожаном браслете.
А во Франции эмбиент медиа как-то раз использовали в качестве социальной рекламы для того, чтобы привлечь внимание к проблеме бездомных, умирающих прямо на улицах. Вдоль тротуаров установили кресты с соответствующими надписями. Это вызвало бурную реакцию общественности, и желаемый эффект таким образом был достигнут.
Начало формы
Конец формы
В России пока, по данным маркетологов, средствами эмбиент медиа пользуются только очень крупные компании, да и то – инвестируя в них не более 5-10 % своих рекламных бюджетов. Они считаются достаточно затратной статьей.