Отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой политики предприятия, что приводит к негативным последствиям.
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
- обеспечивает возможность использования преимуществ компании с учетом ее недостатков;
- позволяет учесть будущие благоприятные и неблагоприятные условия;
- ориентирует сотрудников на достижение целей организации;
- улучшает координацию действий в организации;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- улучшает контроль в организации;
- обеспечивает достижение долгосрочных, стратегических целей;
и т.д.
Однако необходимо учесть, что планирование требует затрат ресурсов, дополнительной квалификации менеджеров и т.п.
Важно вовлекать сотрудников в процесс разработки планов (принцип участия): это обеспечивает понимание сотрудниками целей предприятия, ориентирует на их достижение, создает дополнительную мотивацию труда.
Необходимо формировать единую систему планов на предприятии, предполагающую их структурирование, взаимосвязанность и соподчинение. Система планов формируется в соответствии с организационной структурой предприятия.
Виды планирования и планов:
1. по соподчиненности:
- общее (основополагающее – концепция развития организации);
- стратегическое (долгосрочное развитие корпорации и отдельных сфер деятельности – обеспечение определенных результатов);
- тактическое (напр., инвестиций, персонала и т.п. – достижение конкретных целей);
Все планы должны быть взаимосвязаны; «нижестоящие» по иерархии планы необходимо ориентировать на реализацию «вышестоящих».
4.2. Бизнес-план: сущность, цели, структура.
Часто как вид плана выделяют бизнес-план.
Бизнес-план разрабатывается на определенный проект: предприятие, продукт, направление деятельности, регион и т.д. По сути, это развернутое технико-экономическое (инвестиционное) обоснование проекта. Зачастую ориентировано на внешних контрагентов: инвесторов, партнеров.
Цели разработки бизнес-плана:
- обоснование необходимости инвестиций (для собственников, руководства компании);
- привлечение финансирования со стороны, банков, инвестиционных фондов и т.п.;
- выполнение обязательных требований при участии в конкурсах на получение государственной поддержки, грантов, участков под застройку и т.п.;
- подготовка общественного мнения к проведению акционирования предприятия;
- повышение привлекательности компании в глазах крупных потенциальных клиентов или покупателей бизнеса;
и.т.п.
Задачи разработки бизнес-плана:
- описать цели и оценить выгодность инвестиционного проекта;
- подтвердить способность компании реализовать предлагаемый проект;
- дать понимание о спросе на новый товар или услугу, о перспективах нового производства, будущей доле компании в производстве продукции и т.п.;
- выявить факторы, определяющие успех проекта;
- определить стратегию предложения товара/услуги рынку (стратегия изменения ассортимента и номенклатуры в соответствии с требованиями рынка, стратегию распределения, стратегию ценообразования, стратегию продвижения);
- подтвердить техническую возможность производства нужного количества товара требуемого качества в заданные сроки;
- оценить опасности того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты, разработать систему мер защиты от основных видов рисков;
- рассчитать финансовую, экономическую и бюджетную эффективность инвестиционного проекта;
Содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование, очень кратко (одним предложением) – суть проекта, информацию об исполнителях проекта и дату его составления.
1. Резюме проекта
Основные положения проекта. Цель резюме – заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Резюме должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект. Объем резюме проекта в бизнес-плане обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми предложениями.
2. Общее описание предприятия
Основная информация о компании, предлагающей данный инвестиционный проект: ее полные реквизиты, информацию об учредителях, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, место компании на рынке.
3. Описание продукта (услуги)
Информация о товаре или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях, степени готовности продукта к выходу на рынок.
4. Маркетинг
Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).
5. Производство
Информация о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений, их технико-экономическое обоснование и расчеты затрат на реконструкцию или строительство. Приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, динамика цен, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. Если требует специфика производства, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений и согласований, требования по технике безопасности труда. Если разрабатывается проект торгового или обслуживающего предприятия, включается значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация об их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты. Для строительного или сервисного предприятия отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.
6. План по персоналу
Потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников. Приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.
7. Организационная структура и управление
Содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала. В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и принципы управления.
8. Финансовый план
Демонстрирует и обосновывает ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Показывает, какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта, в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия – затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.
9. Анализ рисков проекта
Описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.
10. Приложения к бизнес-плану
Документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.