русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Методология и методы макроэкономического планирования.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 9755; Нарушение авторских прав


Сущность, содержание и виды макроэкономического планирования.

Программно-целевое планирование.

Методология и методы макроэкономического планирования.

Сущность, содержание и виды макроэкономического планирования.

Тема 3. Макроэкономическое планирование.

Планирование – это целенаправленная деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономического объекта, путей, способов и средств его достижения. Планирование – один из экономических методов управления.План и рынок – взаимодополняющие элементы экономической системы. Управление социально-экономическим развитием на основе денежно-кредитной, налоговой, таможенной политики без сбалансированных общегосударственных планов себя не оправдывает.Планирование осуществляется на различных уровнях иерархии управления. На уровне народного хозяйства страны – макроэкономическое планирование; на региональном уровне – региональное (территориальное) планирование; на уровне предприятия – микроэкономическое планирование.Макроэкономическое планирование – это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования общественного производства, основанное на установлении закономерностей и тенденций социального и научно-технического прогресса, накопленного опыта и хозяйственной практики, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве.Теория планирования имеет три составляющие: методологическую, социально-экономическую и организационную.Методология планирования – система принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений. Отражает инструментарий планирования.Социально-экономическое направление обеспечивает изучение и познание действия экономических и социальных законов расширенного воспроизводства с целью реализации их в экономической политике государства. Отражает объект планирования.Организационное направление исследует и разрабатывает технологию разработки планов, структуру плановых органов и т.д. Отражает субъект планирования.Процесс разработки планов, организации осуществления планов, корректировки и контроля за их выполнением, включает в себя выбор и обоснование целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них.В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:· определяются общественные потребности и их структура;· определяются потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;· обосновывается наиболее рациональные направления использования ресурсов во взаимосвязи с текущими и перспективными потребностями;· обеспечивается сбалансированность развития отдельных отраслей народного хозяйства (материального производства, непроизводственной сферы и др.), регионов, краев областей и др.;· исследуются направления повышения эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов.По периоду действия выделяют:· долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), · среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и · текущие (годовые) планы.Директивное планирование – процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.Носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.Сущность: до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется.Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве государства как единственного собственника. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.Планирование в СССР: для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим – макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Планы носили адресный характер и отличались высокой детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.Выделяют три негативных последствия такого планирования в государственном масштабе:· Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение планово-убыточных предприятий.· Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.· Подрыву рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.Индикативное планирование – совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов.Наиболее распространенная во всем мире форма государственного планирования. Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т.д.)».В рыночной экономике индикативное планирование – метод реализации социально-экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования. Призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено.Основная функция – координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования.Главное содержание – обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики; является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др.Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д.Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач – создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей.Непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.План становится индикативным при соблюдении двух принципиальных условий:1) информация макропланов используется хозяйствующими субъектами для принятия своих решений;2) наличие обратной связи хозяйствующих субъектов с государственными плановыми органами.Народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные – прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы, и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.Макропрограммирование предполагает осуществление в той или иной форме целенаправленного регулирующего воздействия на экономику, путем своевременного принятия корректирующих мер и обеспечения надлежащего объема внешнего и внутреннего финансирования.В своем развитии индикативное планирование прошло через формы, соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики:1. Конъюнктурная: исторически первая; предполагает усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.2. Структурная: подключение к реализации индикативных планов частных предприятий и региональных властей с предоставлением налоговых льгот, льготных кредитов и иных мер господдержки в рамках селективной структурной политики.3. Стратегическая: предполагает выбор главных долгосрочных приоритетов развития национальной экономики, каждый из которых получает статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода финансовых преференций. Обусловлено развитием экономики и глобализации рынков. Основная цель – обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.Переход индикативного планирования от одной формы к другой предполагает повышение степени его зрелости, меры отлаженности взаимодействия всех институтов регулирования. Эволюция форм индикативного планирования в развитых странах заняла десятилетия.Составными элементами методологии планирования являются принципы, методы, методика, логика планирования. Принципы планирования (являются исходными положениями теории макроэкономического планирования):1. Принцип научной обоснованности плановых решений: учет законов и закономерностей развития природы и общества, законов мышления, применение методов математического моделирования в процессе разработки планов.2. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей: исходной позицией общегосударственных планов должно быть удовлетворение потребностей человека и общества.3. Принцип повышения эффективности общественного производства: реализация целей и задач планирования с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией ресурсов.4. Принцип пропорциональности и сбалансированности: формирование пропорций, отвечающих интересам всего общества, на основе сбалансированной структуры общественного производства. Пропорции общественного производства, с одной стороны, формирует рыночный механизм, с другой – государство посредством планирования формирует его рациональную структуру исходя из интересов общества. Пропорциональность и сбалансированность общественного производства достигается посредством:· установления эквивалентного обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;· достижения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;· рационального соотношения между разумными потребностями и имеющимися ресурсами;· паритетом интересов различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества и др.Реализация этого принципа в планировании позволяет поддерживать материально-вещественные и стоимостные пропорции в целом по народному хозяйству, а также межотраслевые, отраслевые, территориальные и др. пропорции.5. Принцип приоритетности: необходимость выбора приоритетных направлений решения важнейших общегосударственных проблем экономики, вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов.6. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач: обеспечение непротиворечивости достижения текущих целей и задач социально-экономического развития с достижением стратегических целей. Он реализуется посредством системы долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов. Методы планирования – совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование различных планов. К основным методам планирования относят:· Балансовый: предназначен для увязки потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии отдельных элементов системы (производств, территорий, направлений и т.д.)· Нормативный: основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей цели развития экономики, уровень НТП и т.д.· Программно-целевой: предполагает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем.· Математические методы: основаны на использовании экономико-математических моделей, позволяют упростить расчеты и повысить их точность и обоснованность.Необходимо использовать методы планирования в комплексе и взаимодополнении.Методология планирования находит отражение: в нормативных документах, методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, системе плановых показателей и способах их обоснования.Составной частью методологии планирования является методика планирования, представляющая собой совокупность конкретных способов, приемов, расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки.Важнейшим элементом методологии планирования является логика и технология планирования.Логика планирования – система представлений об этапах проведения плановых расчетов; упорядоченная последовательность действий, связанных с разработкой планов. Конкретизирует методологию планирования и служит основой для разработки технологии планирования.Технология планирования – совокупность процедур сбора планово-экономической информации, обработки, структуры разделов планов, состава показателей, форм разработки и других средств, обеспечивающих процесс составления планов и контроля их выполнения.Составной частью методологии планирования является система плановых показателей.Плановые показатели – количественные и качественные характеристики, выражающие задания плана, определяющие ресурсное обеспечение, параметры процессов производства и потребления на плановый период. Показатели формируют структуру и адресность плановых решений, посредством их осуществляется подготовка и обоснование управленческих решений, увязываются цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов и др.Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме делятся на: - абсолютные и относительные, - количественные и качественные, - натуральные и стоимостные, - утверждаемые (директивные), индикативные и расчетные, - отчетные (текущие), плановые, - технические, экономические, технико-экономические, организационные, социальные,- агрегированные, дезагрегированные и др.Система показателей зависит от сложности целей и задач, которые решаются при разработке плана. Проблема адекватности показателей особенностям отдельных этапов реформирования хозяйственной системы является одной из самых сложных методологических проблем.

Важным элементом является система контроля выполнения планов: сочетание экономического стимулирования и административно-правовой ответственности, наличие системы контролируемых показателей выполнения планов.



Программно-целевое планирование

Программно-целевой метод – это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем, включающий выбор и обоснование основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработку системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.

Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнением межотраслевых и межрегиональных связей. В сочетании с отраслевым и территориальным планированием, а также применяя балансовый, нормативный и другие методы, позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом.

Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства.

В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ, региональные и местные целевые программы.

Перечень целевых программ формируется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, определяемыми приоритетами и включается в бюджет на очередной год. Приоритетное место в составе федеральных программ занимает программа социально-экономического развития России. В программе оцениваются и прогнозируются направления: макроэкономическое, инвестиционное и структурное, аграрное, экологическое, социальное, региональное, внешнеэкономическое и др.

Программа социально-экономического развития страны разрабатывается на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Целевые программы состоят из следующих разделов:

· содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

· основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;

· система программных мероприятий;

· механизм реализации программы; организация управления программой и контроль хода ее реализации;

· оценка эффективности, социально - экономических и экологических последствий от реализации программы и т.д.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы прогнозирования. | Система корпоративного (внутрифирменного) планирования.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.