Сущность, содержание и виды макроэкономического планирования.
Программно-целевое планирование.
Методология и методы макроэкономического планирования.
Сущность, содержание и виды макроэкономического планирования.
Тема 3. Макроэкономическое планирование.
Планирование – это целенаправленная деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономического объекта, путей, способов и средств его достижения. Планирование – один из экономических методов управления.План и рынок – взаимодополняющие элементы экономической системы. Управление социально-экономическим развитием на основе денежно-кредитной, налоговой, таможенной политики без сбалансированных общегосударственных планов себя не оправдывает.Планирование осуществляется на различных уровнях иерархии управления. На уровне народного хозяйства страны – макроэкономическое планирование; на региональном уровне – региональное (территориальное) планирование; на уровне предприятия – микроэкономическое планирование.Макроэкономическое планирование – это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования общественного производства, основанное на установлении закономерностей и тенденций социального и научно-технического прогресса, накопленного опыта и хозяйственной практики, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве.Теория планирования имеет три составляющие: методологическую, социально-экономическую и организационную.Методология планирования – система принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений. Отражает инструментарий планирования.Социально-экономическое направление обеспечивает изучение и познание действия экономических и социальных законов расширенного воспроизводства с целью реализации их в экономической политике государства. Отражает объект планирования.Организационное направление исследует и разрабатывает технологию разработки планов, структуру плановых органов и т.д. Отражает субъект планирования.Процесс разработки планов, организации осуществления планов, корректировки и контроля за их выполнением, включает в себя выбор и обоснование целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них.В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:· определяются общественные потребности и их структура;· определяются потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;· обосновывается наиболее рациональные направления использования ресурсов во взаимосвязи с текущими и перспективными потребностями;· обеспечивается сбалансированность развития отдельных отраслей народного хозяйства (материального производства, непроизводственной сферы и др.), регионов, краев областей и др.;· исследуются направления повышения эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов.По периоду действия выделяют:· долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), · среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и · текущие (годовые) планы.Директивное планирование – процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.Носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.Сущность: до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется.Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве государства как единственного собственника. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.Планирование в СССР: для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим – макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Планы носили адресный характер и отличались высокой детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.Выделяют три негативных последствия такого планирования в государственном масштабе:· Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение планово-убыточных предприятий.· Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.· Подрыву рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.Индикативное планирование – совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов.Наиболее распространенная во всем мире форма государственного планирования.Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т.д.)».В рыночной экономике индикативное планирование – метод реализации социально-экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования. Призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено.Основная функция – координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования.Главное содержание – обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики; является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др.Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д.Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач – создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей.Непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.План становится индикативным при соблюдении двух принципиальных условий:1) информация макропланов используется хозяйствующими субъектами для принятия своих решений;2) наличие обратной связи хозяйствующих субъектов с государственными плановыми органами.Народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные – прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы, и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.Макропрограммирование предполагает осуществление в той или иной форме целенаправленного регулирующего воздействия на экономику, путем своевременного принятия корректирующих мер и обеспечения надлежащего объема внешнего и внутреннего финансирования.В своем развитии индикативное планирование прошло через формы, соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики:1. Конъюнктурная: исторически первая; предполагает усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.2. Структурная: подключение к реализации индикативных планов частных предприятий и региональных властей с предоставлением налоговых льгот, льготных кредитов и иных мер господдержки в рамках селективной структурной политики.3. Стратегическая: предполагает выбор главных долгосрочных приоритетов развития национальной экономики, каждый из которых получает статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода финансовых преференций. Обусловлено развитием экономики и глобализации рынков. Основная цель – обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.Переход индикативного планирования от одной формы к другой предполагает повышение степени его зрелости, меры отлаженности взаимодействия всех институтов регулирования. Эволюция форм индикативного планирования в развитых странах заняла десятилетия.Составными элементами методологии планирования являются принципы, методы, методика, логика планирования. Принципы планирования (являются исходными положениями теории макроэкономического планирования):1. Принцип научной обоснованности плановых решений: учет законов и закономерностей развития природы и общества, законов мышления, применение методов математического моделирования в процессе разработки планов.2. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей: исходной позицией общегосударственных планов должно быть удовлетворение потребностей человека и общества.3. Принцип повышения эффективности общественного производства: реализация целей и задач планирования с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией ресурсов.4. Принцип пропорциональности и сбалансированности: формирование пропорций, отвечающих интересам всего общества, на основе сбалансированной структуры общественного производства. Пропорции общественного производства, с одной стороны, формирует рыночный механизм, с другой – государство посредством планирования формирует его рациональную структуру исходя из интересов общества. Пропорциональность и сбалансированность общественного производства достигается посредством:· установления эквивалентного обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;· достижения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;· рационального соотношения между разумными потребностями и имеющимися ресурсами;· паритетом интересов различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества и др.Реализация этого принципа в планировании позволяет поддерживать материально-вещественные и стоимостные пропорции в целом по народному хозяйству, а также межотраслевые, отраслевые, территориальные и др. пропорции.5. Принцип приоритетности: необходимость выбора приоритетных направлений решения важнейших общегосударственных проблем экономики, вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов.6. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач: обеспечение непротиворечивости достижения текущих целей и задач социально-экономического развития с достижением стратегических целей. Он реализуется посредством системы долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов. Методы планирования – совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование различных планов. К основным методам планирования относят:· Балансовый: предназначен для увязки потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии отдельных элементов системы (производств, территорий, направлений и т.д.)· Нормативный: основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей цели развития экономики, уровень НТП и т.д.· Программно-целевой: предполагает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем.· Математические методы: основаны на использовании экономико-математических моделей, позволяют упростить расчеты и повысить их точность и обоснованность.Необходимо использовать методы планирования в комплексе и взаимодополнении.Методология планирования находит отражение: в нормативных документах, методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, системе плановых показателей и способах их обоснования.Составной частью методологии планирования является методика планирования, представляющая собой совокупность конкретных способов, приемов, расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки.Важнейшим элементом методологии планирования является логика и технология планирования.Логика планирования – система представлений об этапах проведения плановых расчетов; упорядоченная последовательность действий, связанных с разработкой планов. Конкретизирует методологию планирования и служит основой для разработки технологии планирования.Технология планирования – совокупность процедур сбора планово-экономической информации, обработки, структуры разделов планов, состава показателей, форм разработки и других средств, обеспечивающих процесс составления планов и контроля их выполнения.Составной частью методологии планирования является система плановых показателей.Плановые показатели – количественные и качественные характеристики, выражающие задания плана, определяющие ресурсное обеспечение, параметры процессов производства и потребления на плановый период. Показатели формируют структуру и адресность плановых решений, посредством их осуществляется подготовка и обоснование управленческих решений, увязываются цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов и др.Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме делятся на: - абсолютные и относительные, - количественные и качественные, - натуральные и стоимостные, - утверждаемые (директивные), индикативные и расчетные, - отчетные (текущие), плановые, - технические, экономические, технико-экономические, организационные, социальные,- агрегированные, дезагрегированные и др.Система показателей зависит от сложности целей и задач, которые решаются при разработке плана. Проблема адекватности показателей особенностям отдельных этапов реформирования хозяйственной системы является одной из самых сложных методологических проблем.
Важным элементом является система контроля выполнения планов: сочетание экономического стимулирования и административно-правовой ответственности, наличие системы контролируемых показателей выполнения планов.
Программно-целевое планирование
Программно-целевой метод – это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем, включающий выбор и обоснование основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработку системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.
Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнением межотраслевых и межрегиональных связей. В сочетании с отраслевым и территориальным планированием, а также применяя балансовый, нормативный и другие методы, позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом.
Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства.
В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ, региональные и местные целевые программы.
Перечень целевых программ формируется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, определяемыми приоритетами и включается в бюджет на очередной год. Приоритетное место в составе федеральных программ занимает программа социально-экономического развития России. В программе оцениваются и прогнозируются направления: макроэкономическое, инвестиционное и структурное, аграрное, экологическое, социальное, региональное, внешнеэкономическое и др.
Программа социально-экономического развития страны разрабатывается на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Целевые программы состоят из следующих разделов:
· содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
· основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;
· система программных мероприятий;
· механизм реализации программы; организация управления программой и контроль хода ее реализации;
· оценка эффективности, социально - экономических и экологических последствий от реализации программы и т.д.