Необходимость прогнозирования и планирования в рыночной экономике.
Необходимость и общие цели.
1.2. Цели государственного (макроэкономического) регулирования экономики.Необходимо изучать методы (государственного) регулирования социально-экономических процессов, посредством которых реализуется активная (государственная) экономическая политика. Ее проведение предполагает целенаправленное, упорядоченное и гибкое регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения.Рыночная система прошла сложный путь развития и является достижением человеческой цивилизации. До начала XX в. рыночная система функционировала в основном на базе индивидуальной частной собственности, свободной конкуренции, социальной незащищенности граждан. С развитием рыночной системы пришло понимание несовершенства рыночного механизма и необходимости разработки системы ее регуляторов. Планирование является одним из мощных регуляторов рыночной системы. Оно невозможно без прогнозирования.В мире интерес к планированию возник в 30-е годы ХХ века: влияние мирового экономического кризиса, опыт планирования в СССР. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную сферы. В послевоенный период в ряде индустриальных стран была создана система национального планирования: расширилась его сфера применения (не только бюджет, но и материальное производство). Наряду с общегосударственным планированием получило развитие внутрифирменное планирование. В настоящее время фирмы, особенно крупные, имеют перспективные планы своей работы в условиях рынка. Это общемировая практика.В результате научно-технической революции производительные силы получили развитие, особенно быстро стала развиваться производственная и социальная инфраструктура, существенно усложнился хозяйственный механизм, организационные формы производственной деятельности. Высокие темпы развития национальных экономик наряду с позитивными тенденциями породили совокупность негативных процессов, вызывавших тяжелейшие экономические кризисы. Необходимость компенсации/нейтрализации негативных процессов в экономике стимулировали развитие механизма регулирования, внешнего вмешательства в действие рыночного механизма. В результате эволюции мировым сообществом была отработана и апробирована совокупность методов регулирования рыночного механизма. Формирование эффективного механизма хозяйственного управления в России связано с освоением и использованием положительного опыта, достижений отечественной и мировой практики в области прогнозирования и планирования социально-экономического развития.Активное воздействие государства на развитие национальной экономики стало главной отличительной чертой современной рыночной экономической системы. В настоящее время нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет. Одними из важнейших рычагов государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития. Необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена:· ограниченной способностью рыночной экономики к саморегулированию;· циклическим характером экономического развития;· деятельностью (государства как) субъекта рыночных отношений;· усложнением экономики, углублением международных, межотраслевых и региональных связей.В государственном воздействии на экономику опасны крайности: регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами; полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо. В условиях рынка хозяйствующие субъекты и государство в целом не могут рассчитывать на правильность предпринимаемых действий без заранее составленного плана и прогнозирования их последствий;кроме того,планы необходимо разрабатывать на основе предварительного прогноза. Целью дисциплины является изучение методологических и организационных подходов к построению и функционированию целостной системы прогнозирования и планирования в национальной экономике. Научную основу прогнозирования и планирования составляют познание экономических законов и их использование в практике. Методологической основой дисциплины является общая экономическая теория, изучающая механизм действия и применения экономических законов и рассматривающая общество как целостную социально-экономическую систему. 1.2. Цели государственного (макроэкономического) регулирования экономикиГосударство имеет систему целей регулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющиеся в результате эволюции условий. Высшей целью государственного регулирования является формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития. Критериями благоприятного экономического развития государства являются:· экономический рост;· экономическая стабильность.Все остальные цели производны от нее, периодически модифицируются под влиянием различных факторов, находятся в отношениях взаимозависимости.В качестве целей первого порядка принято выделять следующие главные цели регулирования, объединяемые понятием «магический четырехугольник»:· обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны;· минимизация безработицы;· стабильность цен;· внешнеэкономическое равновесие (бездефицитный/ умеренно-дефицитный платежный баланс).Одни цели «магического четырехугольника» противоречат другим. «Магия» состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.Например, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита и инфляции. Из высших целей государственного регулирования вытекают цели второго порядка. К ним относятся: · стимулирование умеренного экономического роста, · создание благоприятных условий роста прибыли, · модернизация производства,· обеспечение социально приемлемого уровня занятости населения, · нивелирование чрезмерных различий в доходах, · поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, · поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды и др.Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка и т.д. Число таких целей бесконечно. Одни из них появляются, а другие исчезают по мере их достижения, некоторые из них теряют актуальность, а затем вновь становятся актуальными.Для реализации своих целей государство использует набор методов как экономического, так и неэкономического характера, которые можно условно разделить на прямые и косвенные.Методы государственного регулирования экономики:1. Косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования:- налоговая политика - установление налоговых ставок, предоставление налоговых льгот;- денежно-кредитная политика - регулирование учетной ставки, минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции на рынке ценных бумаг (эмиссия государственных обязательств и др.);- таможенная политика - установление экспортно-импортных таможенных пошлин, расширяющих или ограничивающих экспортно-импортные операции;- амортизационная политика - установление норм амортизации, индексация амортизационных отчислений, нормы ускоренной амортизации и др.2. Программно-целевое управление:- реализация государственных программ развития приоритетных сфер экономики;- реализация государственных программ, направленных на решение социально-экономических проблем.3. Прямое государственное финансовое регулирование:- распределение бюджетных инвестиций, субсидий, дотаций, трансфертов территориям и др.4. Регулирование материальных потоков и производственной деятельности:- размещение заказов на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, - квотирование и лицензирование, в том числе лицензирование видов деятельности.5. Государственное предпринимательство:- управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных (унитарных) предприятий, - участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству. Другие методы: организационная, информационная помощь, повышение квалификации и т.п.Для достижения результата необходима согласованность, взаимоувязанность всех методов государственного воздействия на экономику. Это обеспечивается системой планирования и прогнозирования.