1. Первым шагом в составлении бюджета является бюджет продаж. Ему предшествуют маркетинговые исследования по спросу и предложению на данный вид товаров. Бюджет продаж включает в себя объем продаж в натуральных показателях, планируемую цену и денежную выручку от продаж.
2. Второй шаг – бюджет производства. Объемы производства зависят от объемов продаж и внутрихозяйственной потребности в данном товаре.
3. Третий шаг – бюджет основных и вспомогательных материалов. Трудоемкий процесс составления, так как требуются техники и технологии производства, норм и нормативов расходов сырья и материалов на определенный вид продукции. При составлении этого бюджета используются экономические справочники и специальная литература.
4. Четвертый шаг – бюджет по труду. Планируются трудоемкость производства, т.е. количество необходимого времени, расценки за продукцию/1час и фонд оплаты труда.
5. Пятый шаг – бюджет производственной себестоимости. Включает в себя прямые затраты, т.е. затраты сырья, материалов, трудовых ресурсов, а также накладные расходы.
6. Шестой шаг – бюджет полной себестоимости. Состоит из производственной себестоимости и расходов на продажу.
7. Седьмой шаг – бюджет финансовых результатов. Состоит из планирования прибыли.
Составлению всех этих бюджетов предшествует экономический анализ результатов деятельности организации. А в процессе выполнения плана составляется и анализируется управленческая отчетность, которая содержит плановые и отчетные показатели. Она может быть ежедневной, недельной, подекадной, месячной.
4. ВЫВОДЫ:
Планирование является необходимым элементом деятельности каждой организации и представляет собой функцию управления.
Бюджет – это количественное выражение плана.
Бюджетирование – это процесс подготовки оптимальных управленческих решений.
Бизнес-план – это часть плана экономического и социального развития, и составляется такой план, как правило, на 1 год. В нем детализируются показатели плана экономического и социального развития.
В практике работы отдельных организаций, как правило, структура бизнес-плана состоит из трех блоков.:
1 - словесное описание состояния бизнеса или инвестиционного проекта;
11 – планы продаж, производства, обеспеченности ресурсами, т.е. те разделы, которые поддаются количественному выражению;