Виднейший город Ирана — один из самых своеобычных и самых упоминаемых в современной мировой политике городов — Тегеран стоит при вершине гигантского опрокинутого к востоку V, образуемого Эльбурсом и продолжающими его Хорасанскими горами на севере и Кухрудом на юге. «Биссектрисой» служит не свежая река, а горько-соленая пустыня Деште-Кевир (Великая Соляная пустыня), переходящая восточнее в Деште-Лут (Песчаная пустыня). Связи страны, выстраиваясь по краям пустыни-барьера, прижимаясь к горным бордюрам, неизбежно сходятся в районе Тегерана — естественного контролера.
1.Вычертите самостоятельно схемы к непроиллюстрированным примерам.
2. Мы рассмотрели диафрагмовые конфигурации для сухопутных путей. Приведите примеры соответствующих конфигураций для путей водных. Проиллюстрируйте их схемами и в нескольких словах поясните, в чем заключается исключительность узлов (городов), возникших в соответствующих исключительных географических положениях.
3.В чем, по вашему мнению, познавательный (пока чисто информационный) урожай лекции? Что ваши ученики получили бы и усвоили лучше, если бы вы применили в обучении примеры и методики из лекции?
4.Что, по вашему мнению, материал лекций (этой и предыдущих) может дать для повышения престижа нашего предмета в школе?
5. Что, на ваш взгляд, ученики, даже те, которые заведомо не будут заниматься географией, получат для своего развития, разбирая с вами на уроке по картам приведенные примеры?
6.В чем заключается методическая роль использованных в лекции исторических и общекультурных фактов, топонимических сюжетов?
* Меридиональное понижение между Ливаном и Антиливаном.
** Венгры рассказывают анекдот о труднопроизносимом названии Секешфехервара. Советские войска брали город с большими потерями (а это, кстати, еще один признак важности положения: ключевую точку ожесточенно обороняли), но когда нашим офицерам пришлось докладывать о взятии города, те заявили, что для них лучше еще раз пойти в бой и еще раз взять город, чем выговорить его название.
В лекции 3 мы рассмотрели два вида конфигураций, образованных каналами проницаемости, — Y- и )(-образные. В обоих этих случаях действующими лицами были двесходящиеся или сливающиеся линии и соответственно образовывалось три или четыресплетающихся в узел луча. А может ли один канал проницаемости (одна отдельно взятая линия) формировать конфигурационные ситуации, приводящие к сгущению людей в определенных точках? То есть можно ли, например, утверждать, что некоторые отдельные точки речной долины — ОСОБЫЕ, если даже река не принимает притоков (и не образует Y-образных конфигураций, как в примерах 14—17) и не сближается с другими реками (как в )(-примерах 18—23).
В качестве пролога к поиску ответа выполним несколько относительных измерений по образцу той работы, которую вы уже проделывали, анализируя пример 5 в лекции 1.