1. Возьмите карту (общегеографическую, физическую) Европейской России и внимательно в классе вместе с учениками отследите все упомянутые в примере 5’ (лекция 1) барьеры и каналы проницаемости (сверхпроводимости). Попробуйте отобразить их на упрощенной схеме на чистом листе бумаги, используя удобные вам условные знаки для обозначения разных по проницаемости (барьерности) пространственных элементов.
2. Чем различаются между собой граница и фронт?
3. Начертите схему класса (пример 7) в понятиях пространственного анализа. Представьте стены в виде непроницаемых барьеров, проходы — как каналы проницаемости (окна, вентиляционный люк и даже простенок, который один из наших персонажей грозится «пробить ломом», можно отметить как части барьера, потенциально проницаемые, но с большими затратами и риском). Классные ряды — барьеры полупроницаемые. Отметьте повышенную привлекательность «камчатки» для определенной части класса.
Теперь конвертируйте абстрактную аналитическую схему в географическую. Пусть непроницаемые барьеры станут высокогорными хребтами и т.д. Разместите на этой схеме узлы пространственных связей человечества — города и обоснуйте их размещение. Выполняя эту работу с учениками, можно придумать собственные названия (топонимы) для каждого классного хребта, возвышенности (гряды), долины и даже для труднодоступного перевала (или тропки сквозь непроходимое болото) — вентиляционного лаза.
4.После выполнения задания 3, взяв хорошую физическую (общегеографическую) карту Ирана (вариант: Болгарии), попытайтесь изобразить схему его территории в понятиях пространственного анализа.
Какие соображения при этом появились?
5. Проведите с учениками (может быть, для первого случая — не со всем классом, а с группой энтузиастов) занятие на местности, в ходе которого продемонстрируйте неравную проницаемость пространства в разных местах и в разных направлениях.
— Можно, например, ведь пойти напрямую через слякоть болотца, но при этом напрягаться, буксуя, и потом отмывать обувь, а можно — обойти по сухой возвышенной гряде.
— Можно влезть на склон напрямую (штурмуя склон), но потом пять минут отдуваться, а можно обойти долинкой и ложбинкой и прийти к тому же месту через те же пять минут, сохранив ровное дыхание и получив удовольствие от размеренной прогулки. Если ваши школьники проведут штурм склона один раз — наверное, они еще не заметят недостатки такого способа форсирования пространства. Но если вы попросите их повторить маршрут несколько раз, на втором (третьем, четвертом?) заходе все больше будет таких, кто пойдет дальним путем ложбинками. А если вы еще предложите всем представить себя с вагончиками, груженными рудой, хлебом, мобильными телефонами или стереодисками...
Обратите внимание. Важно, чтобы работа на местности не свелась к простому наблюдению: «По дороге идти лучше, чем по бездорожью». Важно попытаться объяснить (или хотя бы выдвинуть гипотезы объяснения), почему та или иная дорога (тропа, улица) в вашей местности пролегла именно так. Какими подарками природы трасса воспользовалась, каких природных препятствий она старалась избегать, от каких увиливала?
6. Приведите примеры пространственных инверсий в вашей местности. Найдите случаи, когда геометрически (по прямой) более близкий объект оказывается реально существенно дальше более удаленного. Почему так?
7. Приведите примеры, иллюстрирующие то, как положение в открытой местности, на бойком месте или в изоляте накладывает отпечаток на жизнь, хозяйство, культуру того или иного места.
8. Как вы понимаете слова «фокусирование пространственных связей»?
9. Чем то, что мы назвали словом «ядро», отличается от того, что названо «массивом»?