русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПРИМЕР 5


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 836; Нарушение авторских прав


Возьмите карту Европейской части России и циркуль. Установите иглу циркуля в функциональный центр России — Москву. А теперь поищите ближайшую к Москве точку на Мировом океане, понемногу расширяя раструб между ногами циркуля. Нашли? Сделайте вывод. Вот вы уже и стали пространственным аналитиком.

Ничего не бывает в чистом виде, тем более в географии. В географической реальности приходится иметь дело с объектами как размещенными по принципу «вертикальной» приуроченности, так и развившимися в результате благоприятного стечения пространственных связей. Как правило, в любом размещении проглядывают оба принципа, и пространственному аналитику всегда найдется пища для ума.

ПРИМЕР 1'

Если дать себе труд задуматься над примером 1, нельзя не усомниться в том, что именно рудная интрузия стала причиной рождения поселка горняков. Ведь было очень долгое (геологически долгое!) время, когда руда здесь уже существовала, но никто ею не интересовался, или если и интересовался, то о добыче не помышлял. И вдруг является какой-нибудь Демидов (или Совнархоз, или ОАО) — и начинается строительство. Значит, истинная причина-то — не в том, что здесь есть руда (она была миллион лет и ничего не «причиняла»). А в том, что на определенном этапе расселения человечества процесс освоения дошел до данной территории и достиг такой интенсивности, что людям потребовались здешние недра. Отыскав ответ на вопрос, почему именно сюда и именно на определенном этапе пришла та волна (или поток, или вахтовый десант) освоения, которая и пробудила к жизни рудную спящую красавицу, мы и найдем истинную причину размещения. И это уже предмет пространственного анализа.

Школьникам, у которых диалектическое мышление развито еще слабо, для лучшего понимания сказанного можно привести такую несложную аналогию. На вопрос: «Почему у вас болит живот?», можно бы ответить так: «Потому, что у меня есть живот». Тот, кто на вопрос: «Почему здесь находится поселок по добыче руды?», отвечает: «Потому что здесь есть руда», — отвечает с такой же неподражаемой логикой.



Пространственный анализ включается и в решение вопроса: «А что будет с поселком, когда руда кончится?». Ответ в рамках скалярного подхода — «Либо найдем новую руду поблизости или поглубже, либо констатируем, что у поселка нет перспектив». Ответ в рамках векторного видения (в рамках методологии пространственного анализа): «Посмотрим, какими пространственными связями оброс или может обрасти поселок. И если таких связей много, поселок непременно найдет себе амплуа в системе межместных отношений, даже если отомрет рудный стержневой корень, взрастивший его».

ПРИМЕР 2'

Трансформируем пример 2 так, чтобы в нем зазвучал пространственный анализ. В реальности далеко не всегда тот или иной вид растений и животных распространен именно там, где ему лучше всего. И размещение определяется не только сочетанием «вертикальных» условий (почвы «снизу», климат «сверху»). Допустим, например, что во время созревания семян (пусть они будут летучими, как у клена) дерева Х над его ареалом постоянно дуют сильные западные ветры. Тогда молоденькие Х всякую весну будут прорастать восточнее «положенного» по вертикальным характеристикам ареала (хотя, конечно, за пределами этого ареала Х будет несколько угнетенным), а на запад ареал распространяться не сможет. Если же через ареал во время осыпания семян проходит сезонная миграция животных, которые на своей шерсти или в желудках могут переносить семена на значительные расстояния, то обнаружится еще одна пространственная деформация скалярно детерминированного ареала.

Появляется горизонтальная, векторная составляющая — появляется предмет пространственного анализа.

ПРИМЕР 3'

Скорее всего на разных почвах сложатся разные специализации хозяйства (например, зерновое и лесное). Возникнет необходимость в обмене продукцией, начнут циркулировать пространственные связи, на их скрещениях вырастут посреднические торговые узлы. И весьма вероятно, что они возникнут как раз вдоль почвенной границы плодородные/неплодородные. В ходе пространственной самоорганизации людей, в результате их пространственных перемещений главной, и наиболее заселенной, может оказаться уже не зона богатых почв, а зона контакта.

Как видим, определенное взаимное расположение объектов способно породить новые объекты.

Если верно, что в любом примере скалярной приуроченности можно найти (хотя бы в потенциале) элементы векторной обусловленности, верно и обратное.

ПРИМЕР 4'

Для размещения гипермаркета важны, конечно, и скалярные характеристики: какие для данной территории существуют налоговые ставки, каковы средние взятки местному чиновничеству, каков уровень криминализации, каковы расходы на отопление (исходя из климата и цен на топливо) и т.п.

Однако, какой бы ни был налоговый рай там, где вы решили разместить гипермаркет, как бы ни были здесь кристально честны чиновники и как бы ни было тут круглый год тепло, торговый центр не разовьется, если нет условий для того, чтобы на него сфокусировались пространственные связи.

А что нужно для этого? Что благоприятствует фокусированию в одной местности множественных разнонаправленных связей, что — препятствует? Это и будет главной темой последующих лекций.

Гипермаркет из примера 4 — метафора города. Город — это самый яркий на географической карте объект, который может быть назван узлом пространственных связей в лучшем виде, высшая форма централизации географического пространства. В основном мы и будем в дальнейшем говорить о том, как формы земной поверхности, черты физической географии предопределяют сгущение человеческих тел, интересов, деятельности, капиталов
в тех или иных точках планеты.

Рассматривать различные типы положений будем на конкретных примерах. Почему Москва выросла именно здесь? Почему тысячелетиями в одной и той же местности воспроизводят себя Мемфис—Гелиополис—Фустат—Каир? Почему Париж и Орлеан, Орша и Витебск приклеились именно к этим точкам на своих реках? (лекция 3 и др.). Разобрав положения многих городов мира, поведем речь и о районах и странах (лекции 7 и 8).

Элементы пространственного анализа могут и должны быть растворены в примерно 80% уроков школьной географии с 7-го по 10-й класс. Для этого не нужно изыскивать особых часов учебного времени. Просто ту скалярную «перечислиловку», которой изобилуют наши программы и учебники, нужно векторизировать. Отдельные географические объекты на уроках нужно в изложении сделать элементами пространственных систем, подавать их как результат межместных взаимозависимостей. Попросту говоря, показывая детям очередной объект на карте, нужно стараться объяснить:

а) почему он именно здесь — какие объекты предопределили его размещение;

б) размещение каких объектов он собою предопределил.

Целесообразно проводить и специальные уроки понимания карты, когда территория целой страны (района) в ее основных чертах раскладывается в категориях и элементах пространственного анализа и соединяется затем в осмысленную систему взаимообусловленных положений (лекция 8).

В чем образовательное значение таких уроков и элементов уроков?



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРИМЕР 4 | Развивающее значение


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.