Возьмите карту Европейской части России и циркуль. Установите иглу циркуля в функциональный центр России — Москву. А теперь поищите ближайшую к Москве точку на Мировом океане, понемногу расширяя раструб между ногами циркуля. Нашли? Сделайте вывод. Вот вы уже и стали пространственным аналитиком.
Ничего не бывает в чистом виде, тем более в географии. В географической реальности приходится иметь дело с объектами как размещенными по принципу «вертикальной» приуроченности, так и развившимися в результате благоприятного стечения пространственных связей. Как правило, в любом размещении проглядывают оба принципа, и пространственному аналитику всегда найдется пища для ума.
ПРИМЕР 1'
Если дать себе труд задуматься над примером 1, нельзя не усомниться в том, что именно рудная интрузия стала причиной рождения поселка горняков. Ведь было очень долгое (геологически долгое!) время, когда руда здесь уже существовала, но никто ею не интересовался, или если и интересовался, то о добыче не помышлял. И вдруг является какой-нибудь Демидов (или Совнархоз, или ОАО) — и начинается строительство. Значит, истинная причина-то — не в том, что здесь есть руда (она была миллион лет и ничего не «причиняла»). А в том, что на определенном этапе расселения человечества процесс освоения дошел до данной территории и достиг такой интенсивности, что людям потребовались здешние недра. Отыскав ответ на вопрос, почему именно сюда и именно на определенном этапе пришла та волна (или поток, или вахтовый десант) освоения, которая и пробудила к жизни рудную спящую красавицу, мы и найдем истинную причину размещения. И это уже предмет пространственного анализа.
Школьникам, у которых диалектическое мышление развито еще слабо, для лучшего понимания сказанного можно привести такую несложную аналогию. На вопрос: «Почему у вас болит живот?», можно бы ответить так: «Потому, что у меня есть живот». Тот, кто на вопрос: «Почему здесь находится поселок по добыче руды?», отвечает: «Потому что здесь есть руда», — отвечает с такой же неподражаемой логикой.
Пространственный анализ включается и в решение вопроса: «А что будет с поселком, когда руда кончится?». Ответ в рамках скалярного подхода — «Либо найдем новую руду поблизости или поглубже, либо констатируем, что у поселка нет перспектив». Ответ в рамках векторного видения (в рамках методологии пространственного анализа): «Посмотрим, какими пространственными связями оброс или может обрасти поселок. И если таких связей много, поселок непременно найдет себе амплуа в системе межместных отношений, даже если отомрет рудный стержневой корень, взрастивший его».
ПРИМЕР 2'
Трансформируем пример 2 так, чтобы в нем зазвучал пространственный анализ. В реальности далеко не всегда тот или иной вид растений и животных распространен именно там, где ему лучше всего. И размещение определяется не только сочетанием «вертикальных» условий (почвы «снизу», климат «сверху»). Допустим, например, что во время созревания семян (пусть они будут летучими, как у клена) дерева Х над его ареалом постоянно дуют сильные западные ветры. Тогда молоденькие Х всякую весну будут прорастать восточнее «положенного» по вертикальным характеристикам ареала (хотя, конечно, за пределами этого ареала Х будет несколько угнетенным), а на запад ареал распространяться не сможет. Если же через ареал во время осыпания семян проходит сезонная миграция животных, которые на своей шерсти или в желудках могут переносить семена на значительные расстояния, то обнаружится еще одна пространственная деформация скалярно детерминированного ареала.
Появляется горизонтальная, векторная составляющая — появляется предмет пространственного анализа.
ПРИМЕР 3'
Скорее всего на разных почвах сложатся разные специализации хозяйства (например, зерновое и лесное). Возникнет необходимость в обмене продукцией, начнут циркулировать пространственные связи, на их скрещениях вырастут посреднические торговые узлы. И весьма вероятно, что они возникнут как раз вдоль почвенной границы плодородные/неплодородные. В ходе пространственной самоорганизации людей, в результате их пространственных перемещений главной, и наиболее заселенной, может оказаться уже не зона богатых почв, а зона контакта.
Как видим, определенное взаимное расположение объектов способно породить новые объекты.
Если верно, что в любом примере скалярной приуроченности можно найти (хотя бы в потенциале) элементы векторной обусловленности, верно и обратное.
ПРИМЕР 4'
Для размещения гипермаркета важны, конечно, и скалярные характеристики: какие для данной территории существуют налоговые ставки, каковы средние взятки местному чиновничеству, каков уровень криминализации, каковы расходы на отопление (исходя из климата и цен на топливо) и т.п.
Однако, какой бы ни был налоговый рай там, где вы решили разместить гипермаркет, как бы ни были здесь кристально честны чиновники и как бы ни было тут круглый год тепло, торговый центр не разовьется, если нет условий для того, чтобы на него сфокусировались пространственные связи.
А что нужно для этого? Что благоприятствует фокусированию в одной местности множественных разнонаправленных связей, что — препятствует? Это и будет главной темой последующих лекций.
Гипермаркет из примера 4 — метафора города. Город — это самый яркий на географической карте объект, который может быть назван узлом пространственных связей в лучшем виде, высшая форма централизации географического пространства. В основном мы и будем в дальнейшем говорить о том, как формы земной поверхности, черты физической географии предопределяют сгущение человеческих тел, интересов, деятельности, капиталов в тех или иных точках планеты.
Рассматривать различные типы положений будем на конкретных примерах. Почему Москва выросла именно здесь? Почему тысячелетиями в одной и той же местности воспроизводят себя Мемфис—Гелиополис—Фустат—Каир? Почему Париж и Орлеан, Орша и Витебск приклеились именно к этим точкам на своих реках? (лекция 3 и др.). Разобрав положения многих городов мира, поведем речь и о районах и странах (лекции 7 и 8).
Элементы пространственного анализа могут и должны быть растворены в примерно 80% уроков школьной географии с 7-го по 10-й класс. Для этого не нужно изыскивать особых часов учебного времени. Просто ту скалярную «перечислиловку», которой изобилуют наши программы и учебники, нужно векторизировать. Отдельные географические объекты на уроках нужно в изложении сделать элементами пространственных систем, подавать их как результат межместных взаимозависимостей. Попросту говоря, показывая детям очередной объект на карте, нужно стараться объяснить:
а) почему он именно здесь — какие объекты предопределили его размещение;
б) размещение каких объектов он собою предопределил.
Целесообразно проводить и специальные уроки понимания карты, когда территория целой страны (района) в ее основных чертах раскладывается в категориях и элементах пространственного анализа и соединяется затем в осмысленную систему взаимообусловленных положений (лекция 8).
В чем образовательное значение таких уроков и элементов уроков?