Рис. 5. Функция принадлежности прогнозного значения
суммы затрат на материалы.
2.1.3. Метод построения прогнозного сценария
Метод построения прогнозного сценария основан на установлении логической последовательности состояний прогнозируемого объекта в зависимости от состояния окружающей среды во времени и рассматривает различные варианты развития данного объекта.
Как правило, каждый сценарий состоит из трех частей:
1. В первой части приводится описание существующей реальности и динамических характеристик исследуемого объекта;
2. Во второй рассматриваются возможные варианты будущего развития объекта прогнозирования;
3. В третьей приводятся конечные варианты прогнозных расчетов.
Прогнозный сценарий обычно рассматривает три варианта развития объекта прогнозирования:
· оптимистический – развитие объекта прогнозирования осуществляется в благоприятной ситуации;
· пессимистический – развитие объекта прогнозирования осуществляется в неблагоприятной ситуации;
· рабочий – развитие объекта прогнозирования осуществляется в наиболее вероятной ситуации.
В отдельных случаях в рамках прогнозного сценария может прорабатываться резервная стратегия на случай возникновения непредвиденных ситуаций.
Сценарный метод нашел широкое применение при прогнозировании и планировании быстро протекающих во времени процессов. В быстро протекающих процессах для верной оценки сложившейся ситуации и принятия решения, как правило, не хватает времени. Использование сценарного метода нейтрализует фактор внезапности и дает возможность в спокойной обстановке выявить возможные решения и оценить последствия их реализации.
2.1.4. Метод морфологического анализа
Морфологический анализ предполагает построение матрицы характеристик исследуемого объекта и их возможных значений с последовательным перебором и оценкой.
Алгоритм проведения морфологического анализа включает следующие этапы:
1. Формулировка проблемы, подлежащей решению;
2. Выявление и анализ параметров, определяющих решение проблемы;
3. Построение «морфологического ящика», который потенциально содержит все возможные решения проблемы;
4. Изучение и оценка всех полученных вариантов решений;
5. Выбор конкретного варианта и способов его реализации.
Метод морфологического анализа нашел широкое применение при научно-техническом прогнозировании, а также при исследовании и прогнозировании конъюктуры товарных рынков.
Целью данного метода является выявление новых, ранее не использовавшихся комбинаций параметров, характеризующих объект исследования. С помощью морфологического анализа разрабатываются новые, более совершенные производственные технологии, новые модели техники и оборудования, новые виды продукции.
Пример. С целью привлечения внимания покупателей к молочной продукции, выпускаемой на молокозаводе, руководство предприятия решило разработать новый, оригинальный вид упаковки. В качестве основных технологических параметров, влияющих на вид упаковки, рассматривалась ее форма и материал изготовления. Результаты морфологического анализа разных видов упаковки молокопродуктов представленных на сегодняшний день на региональном рынке сведены в «Морфологический ящик» (таблица 5).
Задачей морфологического анализа являлось выделение уже существующих комбинаций основных технологических параметров (в нашем примере формы и материала) и выявление их новых сочетаний.
Вариант решения
Технологические параметры
Краткая характеристика
Производители
Материал изготовления
Форма
Полиэтилен
-
Дешевая упаковка. Неудобства при хранении
Псковский, Островский молочные заводы
Стекло
Цилиндрическая
Экологична. Эстетична. Дорогая упаковка.
TURN, Ольденбург/Германия
Пластик пищевой
Цилиндрическая
Эстетична. Удобна при хранении. Дорогая упаковка
ООО «Данон», Очаковский МЗ
Бумага с покрытием
Параллелограмм
Эстетична. Удобна при хранении. Дорогая упаковка
ОАО «Петмол»
Стекло
Параллелограмм
Экологична. Эстетична. Удобна при хранении. Дорогая упаковка.
Бумага с покрытием
Пирамида
Эстетична. Удобна при хранении.
И т.д.
В ходе анализа были выявлены не использующиеся на рынке варианты упаковки молочной продукции (варианты 5 и 6). Учитывая желание покупателей попробовать что-нибудь новое, нестандартное, можно ожидать, что молокопродукты, реализуемые в данной упаковке, привлекут внимание покупателей по причине своего оригинального вида.
Тщательно проведенный морфологический анализ дает большое количество новых вариантов решения уже давно существующих задач и проблем.