Вопрос №3 Объекты, субъекты управления. Принципы управления
Объектом управления является отдельная структура в организации, либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие.
Субъект управления — это орган или лицо, осуществляющее управленческое воздействие.
Эффективное управление должно осуществляться с соблюдением следующих принципов:
1 Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.
2 Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.
3 Принцип научной обоснованности.
4 Принцип плановости.
5 Сочетание прав, обязанностей и ответственности.
6 Принцип частной автономии и свободы.
7 Принцип иерархичности и обратной связи.
8 принцип мотивации.
9 Принцип демократизации управления.
1 Сущность и взаимосвязь функций управления.
2 Содержание и классификация методов управления.
Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами при соответствующей организации работ.
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться как самостоятельно независимо друг от друга, так и быть неразрывно связанными, взаимопроникающими.
Таким образом, функцию управления можно представить как вид управленческого труда, связанный с воздействием на управляемый объект. Каждая из функций менеджмента является организацией жизненно важной, но планирование как функция управления обеспечивает основу для остальных и считается главнейшей из них, а остальные функции управления ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
1) Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее участники для достижения поставленной цели.
План это сложная социально-экономическая модель будущего состояния организации.
Эффективность планирования как функции управления зависит от выполнения следующих принципов:
1 Полнота планирования — предполагает учет всех событий и ситуаций, которые могут иметь значение для развития организации.
2 Точность планирования — предполагает использование современных методов, средств и тактики, обеспечивающих точность прогнозов.
3 Ясность планирования — то есть цель планирования должна быть простой, доступной по формулировке и понятной всем участникам организации.
4 Непрерывность планирования.
5 Экономичность планирования — расходы на планирование должны быть соизмеримы с получаемым от планирования выигрышем.
2) Функции организации — предполагают установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей организации.
Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:
1 Определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования.
2 Определение видов деятельности по достижению этих целей.
3 Поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы.
4 Координация различных видов деятельности, порученных в каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений.
5 Единство цели.
6 Размах менеджмента.
Из всех определений функций организаций в смысле управленческой функции наиболее часто используются следующие:
1 Организация — структура предприятия в виде взаимоотношений прав, целей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место когда люди объединены совместным трудом.
2 Организация — это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.
Организационная структура предприятия — это совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимой функции управления для достижения цели предприятия.
Организационные структуры управления (ОСУ) строятся с учетом следующих факторов:
— целей и задач предприятия;
— производственных и управленческих функций;
— факторов внутренней и внешней среды.
Организационные структуры управления делятся на две группы:
1 Бюрократические — характеризуются большой сложностью, большим числом подразделений по горизонтали, большим числом уровней управления, ограниченной информационной сетью, низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений.
2 Небюрократические — это более простая структура, имеющая широкую информационную сеть и децентрализованное управление.
Традиционно выделяют три основные схемы построения организационных структур предприятия:
1 Линейная — представляет собой многоуровневую систему управления, где осуществляется однократное взаимодействие. Такая структура реагирует только на отношение «руководство подчинения». Здесь каждый подчиненный имеет одного руководителя и каждый руководитель выполняет функции по управлению подразделением.
Достоинства:
— четкость взаимоотношений;
— оперативность в подготовке и принятии решений;
— надежный контроль.
Недостатки:
— высокие требования классификации руководителей;
— значительные объемы перерабатываемой руководителем информации;
— ограничение инициативы подчиненных.
2 Функциональные структуры управления — характеризуются тем, что по отдельным функциям управления создаются специальные подразделения, деятельность которых направлена на решение специфического круга задач работникам, обладающим специальными знаниям и навыками работы в данной области управления.
Достоинства функциональной структуры:
— высокая компетентность специалистов;
— исключение дублирования выполнения управленческих функций;
— уменьшение в потребности специалистов широкого профиля.
Недостатки:
— от руководителя предприятия требуется большая работа по координации деятельности всех управленческих подразделений;
— производственные подразделения получают распоряжения от разных управленческих отделов, что может привести к дезорганизации и нарушает принцип единоначалия;
— руководители функциональных подразделений нередко переоценивают значения своих подразделений, что может нанести ущерб предприятию в целом.
3 Линейно-функциональное управление — позволяет организовывать управление производственными процессами по линейной схеме (директор — начальник производства — начальник цеха — начальник участка — мастер — бригадир). Функциональные подразделения оказывают методическую помощь производственным подразделениям (готовят информацию, решают организационно-технические задачи для соответствующих линейных руководителей).
Достоинства:
— более глубокая подготовка решений при привлечении работников;
— освобождение главного специалиста от глубокого анализа проблем;
— возможность привлечения консультантов.
Недостатки:
— нечеткая ответственность, т. к. готовящие решения не участвуют в его реализации;
— отсутствие тесных связей на горизонтальном уровне;
— чредмерно развитая система взаимодействий по вертикали.
Среди небюрократических организационных структур управления (гибких) выделяют:
— матричную;
— программно-целевую;
— дивизиональную;
Программно-целевая структура.
Достоинства:
— быстро реагирует на изменение внутренних и внешних условий;
— повышение творческой активности;
— рациональное использование тары;
Недостатки:
— сложная структура соподчинения;
— соперничество между руководителями программ;
— необходимость контроля за соотношением сил между задачами управления.
Построение организационных структур управления осуществляется с учетом определенных требований:
1 Адекватность, т. е. соответствие организационной структуры параметрам производственной системы.
2 Адаптивность — это способность организационной структуры самонастраиваться при изменениях в субъекте управления.
3 Гибкость и динамизм — это способность организационных структур чутко реагировать на прогрессивные изменения в субъекте управления.
4 Специализация — обеспечивает функциональную замкнутость в структурном подразделении, ограничивая и конкретизируя сферу деятельности каждой управленяеской ячейки.
5 Пропорциональность — устанавливает соответствие численности работников управления выполняемым функциям, объемам перерабатываемой информации, соотношению прав и ответственности.
3 Функция мотивации.
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Все теории мотивации делятся на две группы:
1) Содержательные — они основаны на внутренних побуждениях личностей, которые заставляют действовать людей так, а не иначе.
Маслоу выделяет 5 уровней потребности, начиная с физиологических и заканчивая самовыражением и самоутверждением. Удовлетворение потребностей более высоких приводит к ......
Теория Маклеланда, 3 потребности:
1 Ко власти.
2 Потребность успеха.
3 Потребность в причастности.
Теория Герсберга, 2 группы факторов:
1 Фактор мотивации (успех, продвижение по службе, одобрение результатов работы, возможность творческого роста).
2 Факторы гигиены (политика фирмы, условия работы, заработок, степень непосредственного контроля за работой, межличностные взаимоотношения).
2) Процессуальные теории мотивации — основаны на поведении людей с учетом их воспитания и ситуации, в которой они находятся.
1 Теория ожидания — состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к достижению желаемой цели.
2 Теория справедливости.
3 Модель Портера - Лоулера. Данная модель предполагает, что достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, характерных особенностей и осознания им своей роли.
В модели выделяют 5 элементов:
1 затраченные усилия;
2 восприятие;
3 полученные результаты;
4 вознаграждение;
5 валентность.
4 Функция контроля.
Контроль означает соизмерение фактически достигнутых результатов запланированным.