3 Объекты, субъекты управления. Принципы управления.
Первый шаг в рассмотрении менеджмента как науки был сделан Тейлором, который заинтересовался эффективностью деятельности организации, что положило начало развитию школы научного управления. Главная заслуга Тейлора в том, что он разработал методические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
В рамках научной школы управления выделилась «административная школа», которая занималась изучением вопросов роли и функции менеджера. Родоначальником данной школы и основателем функционального этапа в развитии менеджмента явился Анри Файоль, который выделит в качестве основных функций менеджера следующие:
— планирование;
— организация;
— подбор и расстановка кадров;
— руководство;
— контроль.
На рубеже 30-х годов XX века появилась классическая школа управления, в рамках которой Элтоном Мэйо была организована школа «человеческих отношений». Последователи данной школы предлагали сосредоточить внимание на работнике, а не на задании, которое он должен выполнить.
В настоящее время различают три подхода к управлению:
1 Системный — связан с применением общей теории систем к решению задач управления.
2 Ситуационный — содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений, практики управления, в зависимости от сложившейся ситуации и условий внутренней и внешней среды.
3 Процессуальный — представляет процесс управления как непрерывный процесс, состоящий из выполнения функций управления.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.
Управленческий труд — это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной скоординированной деятельности как отдельных участников трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
Можно выделить специфические особенности управленческого труда:
1 Умственный труда работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:
— организационно-административная и воспитательная (приемы передачи информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
— аналитическая и конструктивная (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
— информационно-техническая деятельность (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).
2 Участие в создании материальных благ опосредовано.
3 Предмет труда — информация.
4 Средства труда — организационная и вычислительная техника.
5 Результат труда — управленческие решения.
В зависимости от выполнения тех или иных менеджеров выделяют 3 уровня менеджмента:
Высший уровень управления может быть представлен председателем совета директоров, президентом или правлением. Данная группа обеспечивает интересы и потребности коллектива путем выработки определенной стратегии предприятия и способствует ее практической реализации.
Средний уровень управления обеспечивает реализацию программы функционирования предприятия, разработанную высшим руководством и отвечает за доведение заданий до менеджеров низового звена и исполнителей. К данной группе относят руководителей отделений или директоров предприятий, входящих в состав организации, а также начальников функциональных отделов.
Низший уровень управления представлен младшими начальниками — это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими. Они ответственны за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей и в качестве их выступают мастера, бригадиры и другие администраторы.
Уровень управления — это совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организации. Звено управления — это структурное подразделение или отдельные исполнители, выполняющие соответствующие функции управления.