Основная задача фор-эскиза – фиксация первоначальных представлений автора о форме костюма, поэтому чаще всего он представляет собой лаконичный черно-белый рисунок, выполненный при помощи линий и пятен такими графическими средствами, как карандаш, фломастер, черная тушь или чернила и т. п. Основным средством художника является линия, возможности которой безграничны. Хороший рисовальщик превращает линию в мощное средство эмоционального воздействия на зрителя. Живая, выразительная, экспрессивная линия не только привлекает внимание к форме костюма, но и помогает максимально раскрыть образный строй модели.
Иногда художник хочет в предварительном эскизе отобразить общий колорит, пластическое движение цветовых пятен будущей модели. В этом случае фор-эскизы выполняются в цвете акварелью, гуашью, темперой, цветными карандашами или фломастерами.
Каждая из техник обеспечивает свой иллюзорный эффект передачи материалов изображаемых костюмов. Сочетание различных приемов выполнения эскиза позволяет разносторонне и наиболее полно раскрыть замысел костюма уже на первоначальном этапе его создания.
Для графической передачи фактур материалов (кожи, меха, текстильных материалов) используются различные приемы выполнения эскизов:
прорисовка эскиза иглой на белой бумаге, затем заливка акварелью определенной поверхности; работа воском как рисующим материалом;
нанесение густотертых красок (гуашь, темпера) на поверхность готовых фактур материалов (ткань, кожа), а затем их отпечатывание на эскизе на бумаге;
нанесение краски губкой для получения фактур мягких ворсистых материалов;
нанесение краски на эскиз жесткой полусухой кистью для получения различных вариантов жестких и колючих меховых фактур;
нанесение не разведенной гуаши на увлажненную бумагу жесткой полусухой кистью для получения мягких ворсистых меховых фактур и текстиля и т. д.
Монотипия – вид графической печати, при котором краски вручную наносятся на идеально гладкую поверхность, которая не впитывает влагу (стекло, пластик или металл). На эту поверхность накладывают лист бумаги и плотно прижимают к ней. В результате получаются удивительные цветовые узоры. Можно выполнить весь эскиз в технике монотипии, а можно только часть для получения характерного эффекта.
Работа шпателем – простой способ работы гуашью и темперой, позволяющий быстро показать основные формы изображаемых предметов. Краска размешивается на палитре и стекле, набирается шпателем, а затем наносится, как бы втираясь, на бумагу или картон.
Работа пульверизатором – этот прием дает очень интересные эффекты. Краска, разведенная водой, заливается в пульверизатор и наносится на бумагу. Если часть эскиза прикрыть трафаретами или какими-нибудь предметами, то на прикрытую поверхность краска не попадет. Наложение новых слоев краски позволяет добиться эффекта глубины. Сходного эффекта можно добиться, если наносить краску при помощи поролонового тампона.
Коллаж – слово французского происхождения и буквально означает «наклеивание». Коллажем называется прием в изобразительном искусстве, когда на поверхность наклеиваются лоскутки материалов, отличающиеся по цвету, фактуре, а также само произведение, выполненное этим приемом. Использование технике коллажа с успехом применяют в костюмном эскизировании. При этом на изобразительную плоскость наклеивают самые разнообразные виды бумаги: цветная однородно окрашенная, созданная полиграфическим методом (вырезки из газет, журналов), созданная самостоятельно путем окрашивания акварелью или гуашью. Кроме бумаги на эскиз могут наклеиваться фольга, ткань, кожа, мех. Особенности данной техники – рисунок достаточно обобщен и условен. Изображение строится за счет сочетания пятен различной формы, размера и цвета. Линия не имеет самостоятельного значения. В таком эскизе трудно, а иногда невозможно показать мелкие детали формы и конструктивные особенности изображаемого изделия. Изображение имеет плоскостной характер. Достоинствами коллажа является возможность, не отвлекаясь на мелкие детали изображать крупные пятна основных масс, приводя их к упрощенной геометрической форме. Это освобождает от скованности, которая есть у начинающих рисовальщиков из-за неумелого рисования фигуры человека и костюма, позволяет воспринимать форму предметов цельно. Коллажи выглядят довольно эффектно, обладают особой выразительностью. Применяя в коллажах лоскутки ткани, меха, кожи, можно довольно точно передать материальность костюма. Иногда коллаж используется не в чистом виде, а в сочетании с другими техниками: одни пятна могут быть закрашены или нарисованы, а другие приклеены.
Сочетание различных приемов выполнения эскиза позволяет разносторонне и наиболее полно раскрыть дарование и замысел автора уже на первоначальном этапе процесса творчества.