Вопрос 35. Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции
Вопрос 34. Выбор темы и идеи коллекции
Построение моделей процесса формообразования.
Коллекция должна представлять собой большую систему формы с подсистемами групп-форм и с элементарными формами отдельных моделей внутри них, интерпретирующих идеи в различных цветовых, фактурных и других комбинациях.
Вопрос 33. Коллекции «от кутюр» и «прет-а-порте»
Эскизирование – графический этап работы дизайнера над проектированием модной одежды. Умение грамотно и выразительно изобразить придуманную модель на бумаге – важное качество профессионального дизайнера. Выполнению изделия в материале всегда предшествует графическая работа – нахождение композиции костюма в эскизе, который в процессе создания формы все время уточняется, расшифровывается, конкретизируется. В эскизе художник решает характер, пластику линий, намечает конструкцию, назначение одежды, обуви, аксессуаров. В них разрабатывается коллекция моделей-идей. Коллекция может охватывать весь ассортимент одежды, обуви и предназначаться для людей определенной возрастной группы или профессии. Модели в эскизах должны отличаться достаточным разнообразием, быть взаимосвязаны пластически и композиционно, составлять единое целое.
Работа художника-модельера над эскизами проектируемого костюма состоит из целого ряда последовательных этапов, в результате которых «рождается» замысел. Поиски новой формы могут идти различными путями, но всегда необходимо исходить из основной идеи, побудившей дизайнера к творчеству.
Создание костюма всегда начинается с определения темы модели или коллекции, которая обусловливает образность будущего изделия. Правильный выбор темы обеспечивает актуальность и успех работы.
Предварительные зарисовки – этап накопления информации, анализа собранного материала, способствующего образному раскрытию темы, возникновению творческих замыслов, поиску оригинальных решений.
На основе накопленной информации у дизайнера возникает образное решение проектируемого костюма или целой коллекции, которое он воплощает в эскизах.
Виды эскизных форм:
[ фор-эскизы – быстрые предварительные рисунки будущей формы костюма с приблизительным изображением ее основных признаков;
[ творческие эскизы – изображения моделей или коллекции, выполненные на бумаге большого формата с достаточно детальной прорисовкой не только общей формы одежды, но и отдельных ее элементов;
[ рабочие эскизы – рисунки-схемы, точно передающие силуэт, пропорции и детали костюмной формы, а также ее конструктивную основу. Они показывают путь к ее воплощению замысла в условиях современного производства;
[ рекламная графика – графическая продукция, призванная привлечь потребителя к пропагандируемой модели или коллекции.
У каждого из этих эскизов своя задача, свой уровень технического мастерства, определенный набор формальных приемов, позволяющих максимально выразить идею формы с художественной и технической позиций.
Нельзя подходить с одинаковыми мерками к различным эскизам. Выбирая тот или иной прием стилизации, нужно обязательно учитывать такие факторы как:
· назначение изображаемой одежды,
· ее принадлежность к определенной возрастной группе,
· образ модели,
· вид и назначение эскиза.
Важно определить степень условности рисунка. В некоторых эскизах необходимо изображать человека и костюм более точно и подробно, в других – достаточно обозначить общие массы костюма и фигуры. Мера условности изображения зависит от вида эскиза и техники его исполнения. Но выбранная степень стилизации должна быть общей для различных элементов одного эскиза и для серии эскизов.
Начинается эскизирование всегда с выполнения фор-эскизов (предварительных эскизов). Фор-эскиз – это эмоциональное решение первоначальных замыслов формы проектируемого изделия. В нем художник определяет образность модели. А также решает силуэт, пропорции, ритмическую организацию частей и элементов будущих моделей одежды, обуви, аксессуаров.
Фор-эскизы выполняются быстро, легко, без привязки к конкретному материалу и уточнения конструкции изображаемой одежды. Этот вид эскизов является самым живым, непосредственным изображением костюма, остро, даже несколько гиперболизировано выражающим сущность художественного образа проектируемых моделей или коллекции.
Фор-эскиз всегда изображает костюм на фигуре человека, благодаря чему художник дает зрителю полную информацию и о характере формы костюма, и о ее пропорциях, масштабности, и об образной выразительности, и даже о манере поведения человека в этой одежде. Но нельзя путать эскиз костюма с наброском фигуры человека с натуры.
Рисование костюма на фигуре в эскизе принципиально отличается от изображения одетого человека в наброске. В наброске задача художника сводится к тому, чтобы обратить внимание на характерные особенности самого человека, его позу, пластику движения. Эскиз, прежде всего должен рассказать зрителю о костюме, продемонстрировать определенную модную линию, поэтому некоторые подробности анатомического строения человека являются второстепенными.
Чтобы сделать в эскизе образ модели более выразительным, а конструкцию более ясной, модельеры при рисовании фигуры человека видоизменяют пропорции (например, удлиняют ноги и фигуру в целом, уменьшают размер головы). В наброске художник ищет интересное движение самого тела, характерный поворот, в эскизе же он «ставит» человека в такую позу, которая выгодно преподносит костюм. Набросок фигуры всегда выполняется с натуры, эскиз – результат работы по представлению. Очевидно, что для модельера рисование с натуры обязательно, т.к. оно приучает к анатомически верному изображению человека в самых разных ракурсах. Эскиз никогда не будет выглядеть убедительно, если фигура, демонстрирующая костюм, нарисована неумело.
Фор-эскизы побуждают художника к дальнейшей проработке идей коллекции, уточнению конструктивных особенностей, выбору швейных материалов для изготовления коллекции с учетом их пластических свойств, фактуры, требований моды.
Когда талантливые дизайнеры работают над фор-эскизами костюмов, они создают прекрасные графические работы, поражающие гармонической точностью найденного соотношения масс, красотой линий, четко организованным ритмом. При дальнейшей переработке идей фор-эскиза в рабочие и творческие эскизы зачастую утрачивается чувственность, легкость и красота рисунка. Возможно, это происходит потому, что фор-эскизы рождаются из непосредственного чувства, эмоционального толчка, побудившего дизайнера взяться за выбранную тему коллекции.