Одним из важнейших аксессуаров, который занимает ведущее место в дизайне костюма, являются колготки, прообразом которых были чулки.
Появлению чулок человечество обязано мужчинам, которые первыми решились подчеркнуть форму своих ног.
До XIII в. чулки шили из полотна или тонкой кожи, и только в XVI в. в Испании получили распространение чулки, связанные вручную.
В 1589 г. английский священник Уильям Ли изобрел первый вязальный станок для чулок. Чулки, связанные на станке, начинают вытеснять модные тогда чулки из бархата и шелка, но полностью они заменили их лишь в конце XVIII в.
В эпоху процветания стилей барокко и рококо кавалеры носили белые шелковые чулки, при Людовике XIV — синие или красные чулки до колена. Элегантные дамы, подражая законодательнице моды маркизе де Пампадур, начинают носить кружевные чулки.
В середине XIX в. женщины носили белые чулки. Чем больше укорачивались женские юбки, тем больше внимания уделялось чулкам и обуви.
До первой мировой войны белые чулки считались легкомысленными, в основном выбирали черные. В 1900—1914 гг. в моду входят ажурные, кружевные чулки с разными символическими узорами: цветами, якорем, паутиной. Материалами для таких чулок служат тонкий хлопок (флер) и шелк. Особенно элегантными считались чулки с ручной или машинной вышивкой определенного мотива — с цветами, птицами, со вставками из брюссельских кружев. Иногда к элегантному туалету надевали полосатые или клетчатые чулки. К началу 1920-х годов появились чулки с рисунком, например, со змеями, обвивающимися вокруг лодыжки, и разного цвета, включая небесно-голубой, телесный и желтый.
После 1920 г. в моду входят шелковые чулки телесного цвета.
Коко Шанель и богатая американская пара Мерфи начали загорать еще в 1922 году. Внезапно загар перестал быть характерной чертой крестьянина и вошел в моду. Ноги в колготках цвета «загар» вошли в повседневную моду и продолжают доминировать на рынке сегодняшнего дня.
К 1930-м годам в чулках и гольфах стала использоваться резиновая нить, латекс. В моде по-прежнему оставались разноцветные чулки.
Во время Второй мировой войны, когда с прилавков магазинов исчезли почти все товары первой необходимости, включая и чулки, английские дамы обратились в парламент с просьбой принять закон, разрешающий им появляться в присутственных местах с голыми ногами. Но оригинальное решение проблемы заключалось в следующем: отправляясь на службу, англичанки красили ноги крепким чаем и рисовали на них шов, как на настоящих чулках.
В 1940-х гг. нашего столетия появляются нейлоновые чулки. С их появлением произошла подлинная революция, тем более, что за годы Второй мировой войны женщины соскучились по тонким чулкам. Вскоре стало возможным выпускать чулки толщиной 15 ден, которые казались недостижимо тонкими.
Введение в моду мини-юбки в 1960-х годах вытеснило из индустрии чулки, заменив их колготками, так как они больше подходили для того, чтобы обнажать ноги. Появились подходящие к юбкам по стилю чулочные изделия: микросетка, ажур и кружевной рисунок, сначала мелкий, а затем все крупнее. Но колготки, в свою очередь, пострадали от моды на брюки, которая обеспечила расцвет торговли женскими носками в течение 1970-х гг. традиционные шелковые чулки были вновь востребованы в результате более эффективной технологии производства.
К началу 1980-х гг. колготки вновь покрылись рисунками. Принцесса Диана Уэльская ввела в моду маленькие украшения на лодыжках. К 1990-м гг. чулочные изделия стали строго зависеть от моды на цвет в данном сезоне
Новые виды и формы одежды диктуют новые способы декоративного оформления чулок и колготок.
Новейшие передовые технологии преподнесли художникам-дизайнерам замечательный подарок в виде современных прочных волокон, что значительно помогло в реализации не только утилитарной, но и эстетической функции этого вида дополнений. Вместе с обувью колготки органично завершают пластический образ современного женского костюма.
В проектировании и художественном оформлении чулок и колготок художники, как правило, пользуются наиболее привычными способами решения задачи корректировки диспропорций фигуры человека средствами костюма: с помощью оптико-геометрических иллюзий, иллюзий психологического отвлечения, психологического воздействия цвета или с помощью использования различных фактур. Например, нейтральные тона выглядят более естественно, а темные удлиняют и стройнят ноги. Вертикальные полосы, геометрические орнаменты из ромбов, прямоугольников призваны подчеркивать красоту идеальных ног. Блестящие поверхности зрительно увеличивают объект, а матовые — сокращают.
В современном проектировании колготок существует два направления: классическое и фантазийное.
Классические колготки, как правило, однотонные, уместны в официальной обстановке в сочетании с деловым костюмом либо в том случае, когда это необходимо для соблюдения этикета: светский прием, посещение театра и т.д. Колготки натуральных, телесных, бежево-коричневых оттенков должны соответствовать по тону естественному цвету кожи рук. Например, странно нелогично будут выглядеть бледные обнаженные руки в сочетании с колготками цвета загара.
Фантазийные колготки, или так называемые авангардные, могут быть самых разнообразных цветов, переплетений и фактур.
Среди молодежи очень популярны колготки с цветочными и геометрическими орнаментами, с логотипами, изображениями стилизованных животных, рыб, сказочных персонажей, а также более распространенные модели в клетку и полоску (дольчики).
Поскольку колготки — аксессуар всесезонный и требуются как в холодную, так и в теплую и даже жаркую погоду, на помощь художникам приходят ученые — химики, биологи и медики, которые разрабатывают специальные, «дышащие модели».
Колготки последнего поколения обладают высокой абсорбирующей способностью, антистатическими свойствами, антимикробным и дезодорирующим действием. В составе нити для колготок почти всегда присутствуют синтетические эластичные волокна с общим названием «эластан». К этим волокнам относится и лайкра. Благодаря эластану колготки более плотно облегают фигуру, стимулируют кровообращение, обладают антицеллюлитным и антиварикозным действием. Легкий массажный эффект осуществляется за счет разницы в распределении максимальных давлений в щиколотке и в области бедер.