Но эти повторения на форму не влияют. Данная форма встречается как часть сложной формы, как самостоятельная часть в миниатюрах. Есть 3-х частные формы больших размеров.
Например, Чайковский, 6 симфония, финал.
Рахманинов, 2 ф-п концерт, 2ч.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:
Бетховен. Соната №7, 3ч.
Соната №9, 2ч.
Мендельсон, Песня без слов №9
Чайковский, Ноктюрн до диез минор
Рахманинов, Музыкальный момент си минор.
Крайние части одинаковы по содержанию, больше периода, а средний раздел, как правило, контрастный.
Образовалась от традиционного использования французских танцев в сюите. Эта форма удобна для раскрытия контрастных образов. Характер произведения зависит от крайних разделов. В основе формы лежит принцип сопоставления, контраста.
Первая часть, как правило, написана в простой 2-х или 3-х частной форме (середина либо типа развития, либо разработочная, так как основной контраст перенесен на вторую часть).
У романтиков первая часть, как правило, пишется в двойной 3-х частной форме: А В А В А .
Шопен. Ноктюрн №10, 11, 15.
Иногда первая часть может быть в сонатной форме (скерцо из 9 симфонии Бетховена), в вариационной форме (Прокофьев, 7 симфония, 2ч.).
Вторая часть может быть:
1. развивающая – нет самостоятельной формы и темы.
2. трио – в ней есть самостоятельная тема и четкая форма (термин от старинных танцев). Трио, как правило, в простой 2-х, 3-х частной форме, иногда в форме периода. Часто тематический контраст подчеркивается ладово, фактурно. Трио вводится сразу, внезапно после первой части. А переход к третьей части подготавливается постепенно. Форма трио наиболее характерна для менуэта.
Гайдн. Симфония Es dur, менуэт.
Чайковский. «У камелька».
3. эпизод – не имеет четкой структуры, тонально неустойчив, хотя основан на новом материале. Характерен для медленных произведений.
Чайковский. «Октябрь».
4. встречается составная середина, где в среднем разделе возникают несколько самостоятельных тем.
Чайковский. «Баркарола».
Третья часть может быть точным повтором первой: da capo all fine.
Есть сокращенная реприза: А В А
aва cdc a
Встречается варьированная реприза с измененной фактурой, регистром и т.д. (Чайковский. «На тройке»). Бывает динамическая реприза, где происходит насыщение, драматизация образа, кульминация предыдущего развития. Иногда в репризе встречаются элементы из среднего раздела.
Шопен. Ноктюрн до минор.
В сложной 3-х частной форме часто есть вступление, подготавливающее основную тему и кода, как правило, на прозвучавшем материале. Трехчастная форма может быть частью цикла или самостоятельным произведением (Шопен, этюды, полонезы, мазурки).