Это такая форма, в которой первая часть представляет собой период, а вторая часть не содержит структуры, более сложной, чем период.
Обязательное условие данной формы – единство содержания частей. Соединение двух периодов в этой форме не может быть механическим: второй период должен развивать мысль первого. Единство достигается:
· повтором в конце второго предложения материала первого.
Шуберт. Экозес.
Моцарт. Соната №11, ч.1.
· однотипностью мелодического рисунка.
· Наличием главной тональности.
· Единством структурных элементов.
Существует два типа простой 2-х частной формы.
1. Репризная – такая форма, где во второй части есть материал из первой части. Как правило первое предложение второго периода вносит контраст, так как носит разработочный характер и заканчивается Доминантой. А второе предложение второго периода повторяет материал первого периода (чаще всего его второго предложения). Используют буквенную систему обозначений: а – а1 – с – а2
а – в – с – в1
2. Безрепризная – где во втором периоде нет отчетливого повтора материала первого периода. Эта форма как правило встречается в вокальной музыке. Типы безрепризных структур: а – а – в – в (парно-периодическая), а – а1 – с – в, а – в – с – d
Крайние части одинаковы по содержанию и не превышают размера периода.
Исторически 3-х частная форма выросла из простой 2-х частной репризной формы путем обособления и роста её средины и репризы.
Реприза, в отличие от 2-х частной формы, представляет собой период. Главное различие видов простой 3-х частной формы заключается в середине. Существуют три типа середин.
1. Разработочная (однотемная) – разработка темы первого раздела. Есть характерные черты мотивного вычленения.
Чайковский. «На тройке», 1р.
2. Середина типа развития – продолжение основной темы. Здесь развитие продолжается без мотивного вычленения.
Мусоргский. «Хованьщина», сцена гадания Марфы.
Характерна гармоническая неустойчивость, возможны расширения.
Бородин. «Для берегов отчизны дольной».
3. Тип контрастной середины – встречается редко.
Мусоргский. «Два еврея».
Реприза утверждает основную мысль. Она может быть точной, статической, измененной (фактура, ритм, гармония). Если реприза поднимает тему на более высокий динамический уровень, то она – динамическая.
Рахманинов. Прелюдия до диез минор.
Чайковский. «Забыт так скоро».
Когда в репризе встречаются элементы из среднего раздела, то такая реприза называется синтетической.
Мусоргский. «Два еврея».
Встречаются тональные репризы без повтора тематизма.
Шуберт. «Спокойно спи».
В простых 3-х частных формах существуют повторения, как правило первого раздела.