Взаимосвязь между показателями рентабельности. Факторные модели
Рентабельность продаж
Рентабельность продаж характеризует прибыльность продукции и показывает, как быстро деньги, вложенные в продукцию, вернутся на предприятие. Этот показатель варьируется в зависимости от отрасли, кругооборота средств, величины капитала и т.д. Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли для достижения удовлетворительных результатов, чем более короткий.
Рост показателя свидетельствует о росте цен при неизменных издержках или снижении издержек при неизменных ценах.
Рентабельность продаж, рассчитанная по валовой прибыли, показывает долю каждого рубля, направляемого на покрытие коммерческих и управленческих расходов. Рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от продаж, показывает истинную рентабельность продаж, поскольку, в отличие от других показателей этой группы, не использует влияние элементов, не относящихся к продажам. Рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли до налогообложения, формируется под воздействием не только операционных, но и внереализационных доходов и расходов. Рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, использует влияние всех факторов, включая налоговый фактор.
Между показателями рентабельности существует тесная взаимосвязь:
Рак = П / Аср = П / ВР * ВР / Аср = Рпродаж * Коб ак..
Данный показатель имеет название «экономическая рентабельность». Из данной зависимости видно, что рентабельность активов зависит от политики ценообразования предприятия (что отражено показателем рентабельности продаж) и деловой активности (коэффициент оборачиваемости активов). Такая зависимость показывает, что низкая деловая активность может быть компенсирована повышенной рентабельностью. При этом необходимо обратить внимание, что экономическая рентабельность повысится только в том случае, если выручка (оборот) подставляется под величину активов, которые необходимы предприятию для производства, и прибыль растёт более быстрыми темпами, чем выручка, так как выручка находится одновременно и в числителе, и в знаменателе двух сомножителей.
Пятифакторная модель экономической рентабельности:
Рак = (П / ВР) / (Аср / ВР) = ((ВР – С) / ВР) / ((ОАср + ВОАср) / ВР) = (1 – С / ВР) / (ОАср / ВР + ВОАср / ВР) = (1 – М / ВР – ОТ / ВР – А / ВР) / (ОАср / ВР + ВОАср / ВР),
где
П – прибыль;
ВР – выручка от реализации;
Аср – средняя за период величина активов;
С – себестоимость продукции;
ВОАср – средняя за период величина внеоборотных активов;
ОАср – средняя за период величина оборотных активов;
М – материальные затраты;
ОТ – затраты на оплату труда;
А – амортизационные отчисления.
Анализ данной модели проводят методом цепных подстановок. Замену начинают с оплаты труда.
где СКср – средняя за период величина собственного капитала.
При прочих равных условиях из формулы видно, что рентабельность собственного капитала будет возрастать с ростом заёмных средств. Эта формула соединяет все стороны хозяйственной деятельности предприятия: статику и динамику.