1) определение текущих и перспективных потребностей предприятия;
2) оценку конкурентоспособности продукции;
3) изучение жизненного цикла изделий;
4) определение степени риска в случае изменения ассортиментной политики.
При формировании ассортимента предприятие должно учитывать кроме всех прочих факторов наиболее эффективное использование ресурсов. Для этого рассчитывается коэффициент выполнения плана по ассортименту путём суммирования удельных весов продукции в общем выпуске, но не более запланированного объёма. Продукция, выпущенная сверх плана, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Причины недовыполнения плана по ассортименту:
1) технические и технологические сбои;
2) сбои в работе оборудования;
3) снижение спроса на продукцию.
Увеличение объёма производства по одним видам продукции и снижение по другим приводит к изменениям в структуре, что сказывается на величине всех финансовых показателей работы предприятия (себестоимости, прибыли, выпуска продукции, рентабельности). Выполнить план по структуре – это значит сохранить определённое соотношение отдельных видов продукции в общем выпуске.
Влияние структурного фактора на объём выпуска продукции может быть рассчитано следующими методами.
1. Метод цепных подстановок:
ВП = Σ(В * Уд * Ц)
2. Метод процентных разниц. Разницу между коэффициентами выполнения плана, рассчитанными на основе стоимостных и натуральных показателей, умножают на плановый выпуск продукции:
ΔВП = (Кст – Кн) * ВПпл (0),
где
Кст – коэффициент выполнения плана, рассчитанный на основе стоимостных показателей;
Кн – коэффициент выполнения плана, рассчитанный на основе натуральных показателей.
Кст = ВП1 / ВП0; Кн = В1 / В0
3. Метод абсолютных разниц. Вначале определяется изменение цены за счёт структуры:
ΔЦср стр = Σ(Уд1 – Уд0) * Ц / 100
Затем этот показатель умножают на фактическое значение выпуска продукции в натуральном выражении:
ΔВПстр = ΔЦср стр * Вобщ факт
При формировании ассортиментной политики изучается жизненный цикл изделий за 3-5 лет его производства. Задача менеджера – предупредить спад по данному виду продукции путём его замены либо модернизации.
Качество – это понятие, которое характеризуют параметрические, потребительские, дизайнерские, ценовые, технологические и другие показатели. Качество характеризуют обобщающие, частные (индивидуальные) и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качестваотносятся:
1) удельный вес новой продукции в общем выпуске;
2) средний коэффициент сортности;
3) удельный вес экспортируемой продукции;
4) удельный вес стандартизированной (сертифицированной) продукции.
Частные(индивидуальные)показатели качества. Для текстильной промышленности – это показатели прочности окрашиваемости, гигроскопичности, переплетения и т.д.
Косвенные показатели качества –это простои в работе предприятия, брак в производстве и др.
Анализ качества проводится в несколькоэтапов.
1. Определяется динамика изменения вышеперечисленных показателей, а также коэффициент сортности:
Ксорт = ΣВI сорт / ΣВобщ,
где
ΣВI сорт – общее производство продукции I сорта в натуральном выражении;
ΣВобщ – общее производство всей продукции предприятия в натуральном выражении.
Эта формула может быть также записана в виде:
Ксорт = Σ(Вi * Цi) / Σ(Вобщ * ЦI сорт),
где ЦI сорт – цена продукции I сорта.
2. Определяется влияние качества на стоимостные показатели работы предприятия. Изменение валовой продукции за счёт качества определяется как разница между ценой до и после изменения качества, умноженная на фактический объём выпущенной продукции:
ΔВП = (Ц1 – Ц0) * В
Влияние качества на объём выручки определяется по формуле:
ΔРП = (Ц1 – Ц0) * Рфакт,
где Рфакт – фактический объём реализованной продукции в натуральном выражении.
Влияние качества на прибыль определяется по формуле:
ΔП = (Ц1 – Ц0) * Рфакт – (С1 – С0) * Рфакт,
где С0 и С1 – соответственно себестоимость до и после изменения качества.
При производстве продукции по сортам и его изменения вначале определяются средневзвешенная цена, средневзвешенная себестоимость и их изменения. Затем по вышеприведённому алгоритму оценивается влияние на стоимостные показатели:
ΔЦср пл = Σ(Впл(0) * Цпл) / ΣВпл(0)
ΔЦср факт = Σ(Вфакт(1) * Цпл) / ΣВфакт(1)
Расчёт влияния сортового состава в стоимостном выражении может быть определён следующим образом:
ΔВПсорт = Σ(ΔУд * Цi) * Вобщ факт
ΔРПсорт = Σ(ΔУд * Цi) * Робщ факт
ΔПсорт = Σ(ΔЦср сорт – ΔСср сорт) * Робщ факт
где Робщ факт – общий фактический объём реализованной продукции в натуральном выражении.
Под конкурентоспособностью понимается характеристика продукции, которая показывает её отличие от товаров конкурентов как по степени удовлетворения потребностей покупателя, так и по ценовому фактору.
Анализ конкурентоспособности заключается в определении нескольких показателей. При этом сравниваются параметры анализируемого изделия и изделия конкурента.
1. Единичный показатель отражает соотношение уровня какого-либо параметра исследуемой продукции к аналогичному параметру изделия конкурента в процентах:
q = P / P100 * 100%,
где
Р – параметр исследуемого изделия;
Р100 – аналогичный параметр изделия конкурента (принимается за 100%).
2. Групповой показатель объединяет единичные показатели с помощью весовых коэффициентов а, определяемых экспертным путём:
G = Σ(ai * qi)
3. Интегральный показатель, рассчитываемый отношением группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам:
j = Gт / Gэ,
где
Gт – групповой показатель по техническим параметрам;
Gэ – групповой показатель по экономическим параметрам.
Если j > 1, то исследуемый образец превосходит по своим характеристикам образец конкурента.