Вопрос 17. Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
Исторический костюм является выражением эстетического идеала своего времени. Он созвучен не только архитектуре или модному для того периода искусству, но и является отражением общественно-экономической формации, морали, господствующей религии данного периода. В любой одежде отражается стиль, типичный для соответствующего периода, эпохи.
В Древней Греции одежда отличалась высоким эстетическим уровнем, в ней соблюдались определенные пропорции и гармония линий; весь покрой одежды соответствовал понятию симметрии. Греки создавали совершенные творения из двух прямоугольных кусков материи. Платья подчеркивали естественность линий тела. Совершенство в одежде было достигнуто благодаря тому, что удачно сочетались, создавая целое, элегантность и многоликость ионической моды и простота и строгость дорической одежды. Моделирование одежды требовало творческого подхода. Признаки античной моды легко найти в одежде эпохи Средневековья, хотя и в измененном варианте. Данный стиль присутствует в конце XVIII века, в частности на начальной стадии зарождения классицизма. К античному стилю в большей или меньшей степени время от времени возвращаются и современные законодатели моды.
В XII веке наряду с развитием духовной культуры возникает культура простолюдина, что помогает моде отойти от понятий официальной нормы – от плоскогрудой женской фигуры, от силуэтов, затянутых в корсажи. Зачинателями новой, позже широко распространенной и весьма популярной моды, известной во всей Европе после упадка античного стиля в одежде, называют рыцарей. В тот период женщина постепенно приобретает в обществе небывалый ранее авторитет. Изменения структуры общества и общественных взглядов способствовали созданию нового эстетического идеала мужчины и женщины. В первую очередь решающее значение приобретет форма человеческого тела. Доминируют прямые линии в покрое одежды, прилегающие платья, характерная, типичная осанка, плавно прогнутая линия тела в форме буквы S. Голова, грудь и область живота наклонены немного вперед. Прямые, удлиненные линии наблюдаются в тот период в архитектуре, живописи, скульптуре. Изменение кроя одежды проявилось, прежде всего, на такой детали, как рукав (манера и способ его соединения с остальными элементами платья). Рукав прилегал к пройме, а пройма кроилась строго по форме плеча, облегая плечевой сустав. К запястью рукав расширялся, переходя в длинные углы на локтях и спадая округленными, веерообразными линиями почти до самой земли. Высокий конусообразный головной убор – геннин, с длинной вуалью или накидкой из другой какой-либо материи и остроносые узкие башмаки прямой готической линии завершали наряд. В период поздней готики остаются еще вертикальные линии покроя одежды, новая же мода отметала все, что оставалось от облегающего стиля, прямых линий в одежде. Для данного периода характерна богатая декорация в наряде, яркость расцветки тканей и отделочного материала. Каждый носил то, что хотел. Тот период можно сравнить с нашим временем, когда допускается в одежде, в стиле множество различных направлений. Человек одевается в такую одежду, которая ему к лицу, в которой он не чувствует себя скованно.