Характер орнамента и принципы его построения играют большую роль в различных видах композиции, т.к. с помощью орнамента можно не только декорировать поверхность, но и подчеркнуть, ярче выявить форму предмета. Орнамент, обычно, подчинен структуре, или тектонике, объекта, поверхность которого он украшает. Особенно наглядно это проявляется в образцах народной одежды. Народный костюм традиционно декорировался орнаментальными композициями – ленточными, сетчатыми, центрическими. В орнаментальных мотивах отразились эстетические, религиозные и мировоззренческие представления народов об окружающем мире.
Первоначально орнамент в костюме имел мистическое назначение – оберегал от чар злых сил (обереги).
Древние считали одежду индивидуальным домом для тела, защищающем его от воздействия таящего опасность окружения. Самыми «уязвимыми» в этом смысле участки одежды были отверстия (горловина, подол, низ рукавов), а также места соединения полотнищ ткани – швы. Принято было украшать эти участки особенно часто и богато.
В современном костюме орнаментальные композиции являются лишь украшением. Композиционное расположение орнаментов в современной одежде часто следует традициям, сложившимся в народном костюме.
Практически все рисунки ткани для создания одежды представляют собой раппортные композиции – сетчатые орнаменты. Размер и характер раппорта, содержание мотива и цветовое решение зависит от требований моды и образа, задуманного художником – модельером.
Ткани с орнаментальным рисунком обогащает композицию костюма, позволяет получить принципиально новые образные решения, в которых со всей полнотой раскрываются художественные качества рисунка.
При наличии на ткани четких контрастных рисунков необходимы лаконичные конструктивные решения модели, ясные линии силуэта, ограничения или даже отсутствие декоративных деталей и отделки. Сложные линии силуэта и отделки, интересные сами по себе, не только слабо читаются, пропадают, но и могут повредить восприятию самого рисунка.
При проектировании костюма нужно учитывать влияние характера его формы на восприятие текстильного орнамента (на одежде строгой прямой формы он кажется плоскостным, а ниспадающей складками драпировок – приобретает ритмичное движение).
Важно учитывать, что при некоторых способах кроя рисунок резко меняет свое направление.
Ткани с односторонней направленностью в массовом производстве снижают экономичность раскроя (раскладка парных симметричных деталей).
При выборе ткани, имеющей тот или иной рисунок, художник – модельер должен учитывать следующие факторы:
[ Функциональное назначение костюма – является ли он одеждой повседневной, нарядной, домашней или для отдыха;
[ Возрастную принадлежность костюма – для детей различных возрастных групп, подростков, молодых людей или лиц пожилого возраста;
[ Половой признак – будут эту одежду носить мужчины или женщины, а может, она относится к стилю унисекс;
[ Конструкцию и особенности модели – наличие резных линий и членений, присутствие и форма конструктивно – декоративных деталей, а также возможность раскроя «по косой»;
[ Соответствие этого рисунка требованиям моды текущего сезона.
Орнамент в композиции костюма может возникать не только в виде рисунка ткани, но и как способ декоративного оформления одежды. Он создается различными декоративными приемами: вышивкой, аппликацией, свободной росписью. Накладными тесьмой, кружевом и т.п.
Художник, включающий орнамент в композицию костюма, должен помнить, что орнаментальный рисунок и костюм – единое целое, они дополняют и обусловливают друг друга, лишь вместе составляя гармоническую завершенность.
Цвета отдельных элементов костюма должны тщательно подбираться в соответствии со всем костюмом и выявлять при этом достоинства индивидуальности. Человек, желающий быть одет в соответствии со своей индивидуальностью, выбирает цвета, которые гармонируют с цветом его кожи, волос, глаз. Есть общие правила по выбору цветов для людей с нормальной кожей, но существует так много оттенков кожи, что выбор должен делаться для каждого индивидуально.