Формальное определение аутсорсинга, которое указывается в Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Аутсорсинг), звучит так:
Aутсорсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) - передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1-2 лет).
Это общее определение термина, которое может применяться для широкого спектра вопросов. Однако в российской практике, в сфере информационных технологий понимается достаточно специализированная концепция. Понять ее можно на конкретном примере.
В мегаполисе N зарплата специалиста среднего уровня составляет 2,5-3 тыс. долларов. Эти специалисты работают на компьютерах, результат их труда можно представить в виде обычных файлов, которые можно переправить через Интернет. Как создать компанию с наименьшими издержками, если основные затраты на производство представляют собой фонд заработной платы? Уменьшить размер заработной платы. Но это невозможно сделать в самом городе N, поскольку тогда никто не захочет работать.
Тогда рассмотрим проблему с другой стороны. Нужно найти этих самых специалистов среднего уровня в другом городе, области или даже стране, где уровень зарплат позволит найти желаемых претендентов. Конкретный размер можно определить с учетом специфики региона. Это значение можно скорректировать и из следующих соображений. Если специалист из города M может приехать в мегаполис N, где его зарплата будет составлять эти самые 2,5-3 тыс $, то он и будет это делать. Однако из получаемого оклада следует вычесть затраты на снимаемое жилье и проезд и тогда сумма может стать равной 1,5 -1,8 тыс $. Следовательно, если предложить эту зарплату в городе M средним специалистам, то возможно, они и не захотят куда-либо ехать. Компания получает квалифицированную рабочую силу с тем же результатом, специалисты - рабочие места, словом всех все устраивает. В этом заключается идея аутсорсинга.
Первый шаг для компании к пути в аутсорсинг - это искать удаленных сотрудников, устанавливая для них фиксированную зарплату и требуя пребывания в определенное время в онлайне. Обычный Интернет-пейджер ICQ становится средством контроля и координации. Менеджеры компании могут быть твердо уверенными в возможности пообщаться с удаленными сотрудниками в определенное время.
Этот подход, впрочем, содержит все недостатки обычного фриланса. Для того чтобы их избежать, компания открывает офис в регионе. Для сотрудников заканчивается эра фриланса, поскольку они должны теперь приходить на работу. Но они получают солидную по меркам региона зарплату и их это может устраивать. Компания получает надежный штат сотрудников, которые требуют меньшего фонда заработной платы.
Аутсорсинг - это следующий шаг после фриланса. Он содержит очевидные преимущества, но вместе с тем и недостатки. Критики отмечают потерю рабочих мест для самого мегаполиса N. Они также утверждают, что происходит уменьшение уровня заработной платы в целом для данной области. Однако это не совсем так. Если зарплата регионального офиса будет намного меньше, чем средний размер предложений в самом мегаполисе за вычетом транспорта и аренды жилья, то будет крайне сложно удержать от отъезда хороших специалистов. Поэтому аутсорсинг, скорее "подтягивает" уровень зарплат в этой области для регионов, чем "опускает" их в центре.