Положение костюма в пространстве определяется его силуэтом. Силуэт одежды – наиболее точная и исчерпывающая характеристика формы. Силуэт формы – это комплекс различных сопряженных линий (прямых и кривых). Это проекция формы на плоскость. Особенность нашего зрения такова, что мы воспринимаем предмет, в первую очередь, скользя взглядом по его краям, и лишь потом всматриваемся в середину. Линии, описывающие контуры плоскостной проекции формы, называются силуэтными.
Именно силуэт определяет эстетическую выразительность костюма. Поэтому при работе над костюмом в первую очередь стараются найти его силуэт. Когда говорят о новом направлении в моде, прежде всего обрисовывают новые черты формы, а именно силуэта, его особенности и отличия от предыдущего.
Как ни разнообразны варианты силуэтов костюмов, их можно свести к нескольким основным видам.
Обычно рассматривают фронтальные и профильные силуэты.
Основные виды силуэтов:
1. прямой.
2. трапециевидный.
3. полуприлегающий.
4. прилегающий.
5. овальный.
Для плечевой одежды характерны силуэты: прямой, полуприлегающий, трапециевидный, овальный.
Для талевой – прилегающий.
В пределах этих силуэтных форм возможны различные модификации. Силуэты могут удлиняться, сужаться, приобретая более динамичную конфигурацию, или расширяться, становясь статичными и устойчивыми.
Прямой силуэт – один из самых распространенных видов силуэтов. По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно скрывает дефекты. В такой одежде линия талии не акцентируется. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий контур, а может иметь мягкую, скругленную форму, что определяется свойствами материала, из которого она изготовлена.
Трапециевидный силуэт - (разработан в 1958г. Ив Сен-Лораном)– характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду он соответствует трапеции, у которой малое верхнее основание – это линия плеча (или линия талии в поясной одежде), а большое нижнее основание – линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Такой силуэт, с незначительным расклешением книзу, визуально делает фигуру более стройной и поэтому рекомендуется для полных людей.
Полуприлегающий силуэт характерен для одежды классического стиля. Этот силуэт повторяет контуры фигуры. Линия талии четко выражена и располагается на естественном месте. Одежда такого силуэта обладает достаточной объемностью, свободно скользя по телу. Полуприлегающий силуэт хорошо подходит для всех типов фигуры и наиболее часто применим в верхней одежде.
Прилегающий силуэтодежды лучше всего подчеркивает достоинства стройной фигуры. Здесь подразумевается два вида формы, которые принято называть «Х-силуэт» и «песочные часы». Оба эти варианта имеют общие черты: плотно облегают фигуру, акцент делается на тонкую талию. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются друг от друга.
Х-силуэт– (создан Диором в 1954г.) - можно сравнить с двумя трапециями – верхней трапецией (лифа) и нижней трапецией (юбки), которые соединены малыми основаниями, то есть по линии талии. Здесь очевиден контраст между расширенной линией плеча, а также значительно расширенной линией низа юбки и тонкой талией. Контраст может усиливаться, если изделие имеет длинную юбку с сильным расклешением. Одежда такого силуэта лучше всего подходит высоким и стройным.
Одежда силуэта «песочные часы» имеет юбку маленького объема – прямую или зауженную книзу. При этом длина юбки может значительно варьироваться. В результате появляется силуэтная форма, имеющая маленький лиф и зауженную по объему юбку, с подчеркнутой округлостью бедер. Верхнюю и нижнюю часть костюма разделяет тонкая талия. В одежде такого силуэта лучше всего смотрятся стройные, но невысокие женщины.
Силуэт овальный можно рассматривать как модификацию прямого силуэта. Но он имеет округлую линию плеча и зауженную книзу юбку. Самая широкая часть такой одежды приходится на уровень талии и бедер. Скругление плечевой линии достигается за счет покроя (реглан или полуреглан), а также конструктивных деталей (высокий большой воротник-стойка и так далее). Сужение книзу можно получить конструктивным путем (вытачки, кулиска). Одежда подобного силуэта не рекомендуется для женщины маленького роста, так как визуально этот силуэт приземляет фигуру.
Разнообразные варианты моделей могут быть получены и без изменения пропорций силуэта. На основе одной и той же силуэтной формы создаются абсолютно непохожие друг на друга костюмы за счет использования конструктивных и декоративных линий, деталей и элементов, цвета, рисунка и фактуры тканей.
Композиция костюма как объемно-пространственной структуры может развиваться от какой-либо исходной формы по принципу наполнения ее в целом или увеличения какой-то части силуэта, при этом неизбежным является развитие формы в том или ином конструктивном поясе. Объемно-пространственную структуру костюма определяет не только форма одежды, но и видимые части тела человека. Логика строения фигуры в формообразовании костюма диктует пределы развития определенного участка формы. Например, юбка, удлиняясь, каждый раз создает новую объемно-пространственную структуру. Однако при этом пределом увеличения формы по длине является уровень стопы. Диапазон развития величины форм костюма во многом определяет существо моды как формообразования одежды и смены ее вида.
Форма развивается не только в пространстве, но и во времени, благодаря накоплению различных признаков. Эти признаки: пропорциональное соотношение частей и элементов, ритм и пластика формообразующих линий, местонахождение опорных конструктивных поясов. Временное развитие формы предполагает преемственность развития этих признаков. Сначала появляется эталон современной формы, который становится идеалом для своего времени, затем он претерпевает постепенные количественные изменения, наконец, в какой-то момент видоизменения становятся настолько значительными, что разрушается предыдущая форма, и появляются предпосылки для появления новой, т.е. к смене стиля, новизне.
В момент формирования модного направления одновременно возникает несколько тенденций костюмных силуэтов, из которых сохраняются только наиболее устойчивые, соответствующие объективным требованиям моды. В результате некоторые силуэтные формы становятся на время ведущими, а другие могут и вовсе исчезнуть, чтобы появиться вновь в следующих сезонах, вытеснив эксмодные.
В процессе формотворчества важной стадией является работа над эскизами. Особенно важно это в том случае, когда ставится задача извлечения максимального эффекта из одной идеи. Подобная задача может быть поставлена при создании коллекции моделей, в ходе которого основная форма-идея модифицируется во множестве вариантов.
Прообразами силуэтов выступают фигуры, близкие по своему начертанию к геометрическим: прямоугольники, квадраты, трапеции, овалы – что отражено и в названиях силуэтов. Замена реальной, как правило, сложной формы геометрическим аналогом – прием, который часто используют художники-дизайнеры в своем творчестве, так как сведение силуэта проектируемого предмета к геометрическому прообразу способствует более цельному видению пропорций, ритма отдельных частей относительно целого. Обращение к геометризации встречается и при композиции форм, и при расчете конструкции, где геометрические понятия выступают как средство построения технического чертежа костюма. Геометризация формы используется в графике, при рисовании костюма, начиная от фор-эскизов и кончая рекламными выставочными листами.