Статика – подчеркнутое состояние покоя, устойчивости, неподвижности во всем композиционном строе костюма, в самой геометрической основе его силуэта.
Динамика – состояние активного движения, развития, изменения.
Статичность и динамичность в той или иной степени всегда присутствуют в одном изделии. При проектировании одежды важно предусмотреть, какое из этих качеств будет превалировать. Решение во многом зависит от функциональности костюма. Обычно статичность используется в повседневном и деловом костюме, динамичность – в нарядной одежде и одежде для активного отдыха. Большое значение при выборе статично-динамичной композиции играет возрастной фактор. Динамичная одежда больше подходит молодым, люди старшего возраста предпочитают статичную одежду.
Динамичность и статичность одежды могут проявляться в форме костюма, которая может нести идею покоя или движения. Поиск динамичности формы всегда связан с пластическими свойствами материалов, используемых для создания одежды. Разные ткани обладают разной степенью подвижности. Например, тонкий шелк имеет подвижную пластику, свободно спадает складками. Форма такого костюма будет динамичной. Плотные формообразующие ткани, драп, парча, отличаются малой подвижностью и используются для изготовления «футлярной» одежды небольшого объема, статичной.
В геометрии своего силуэта форма может быть статичной или динамичной. Самыми статичными формами являются прямоугольник и овал, и при приближении их к квадрату или кругу их визуальная неподвижность увеличивается. Наиболее динамичными можно назвать трапециевидный и Х-образный силуэты. Условием визуального движения формы становится наличие контраста размеров различных ее частей: плечевого пояса и низа изделия (силуэт «трапеция»), и узкой талии и расширенной линии низа и плечевого пояса (силуэт «Х»).
На статику или динамику композиции костюма работают также линии, описывающие силуэт и расчленяющие его внутри (горизонтальные, вертикальные, диагональные, спиралевидные, криволинейные).
Большое значение для придания костюму статичности или динамичности имеет ритмическая организация его формы. Применение метра придает композиции статичность, ритма – динамичность.
Симметрия и асимметрия также определяют статичность и динамичность костюма. Симметрия утверждает статику, асимметрия – динамику.
Художнику, проектирующему новый костюм или коллекцию, важно найти верное пропорциональное отношение статики и динамики. Одинаковость того и другого приводит к утрате целостности восприятия костюма.