Контраст – это резко выраженное противопоставление двух начал. Противоположное значение имеет нюанс как мягкое, слабо выраженное различие. И контраст, и нюанс как средства композиции могут проявляться в различных аспектах: в пропорциях, в пластическом решении формы и ее частей, в ритме, в цветовых и тональных отношениях, в фактуре и декоре.
Выбор контраста или нюанса всегда зависит от художественной идеи, образного содержания коллекции, от настроения, которое автор хочет передать зрителю и обладателю проектируемой одежды. Контрастная композиция визуально более активна, поэтому композиция костюма, построенная на контрасте, необычна, оригинальна и преследует одну цель – выделиться на общем фоне. Костюм с нюансным решением не бросается в глаза, его эстетические достоинства раскрываются не сразу. Нюансировка часто используется как главное средство достижения элегантности. Отсюда следует, что выбор контраста или нюанса в построении композиции костюма зависит от его функциональности и социально-возрастной принадлежности. Принцип контраста целесообразно использовать при проектировании одежды для праздничных и торжественных случаев, для занятий спортом и активного отдыха. Повседневный деловой костюм лучше основывать на принципе нюанса. Одежда с контрастной композицией хорошо подходит для детей и молодежи. Люди пожилого возраста комфортнее чувствуют себя в одежде с нюансным решением.
1. Контраст и линии.
Кривые силуэтные, конструктивные и декоративные линии часто контрастируют с прямыми линиями этого же костюма, или вертикали составляют контраст с горизонталями или диагоналями.
2. Контраст и форма.
Принцип контраста форм заложен в строении человеческой фигуры. Вертикальная ось симметрии тела контрастирует с горизонталями плеч, линии талии и других конструктивных поясов. Наиболее активной зоной для получения контраста является плечевой пояс и руки, где достаточно многообразно может проявиться форма.
Говоря о контрасте или нюансе формы, прежде всего мы имеем в виду размерные соотношения ее частей. Например, контраст в одежде трапециевидного силуэта проявляется в разнице размеров малого основания – плечевой линии, и большего основания – линии низа. В одежде Х-образного силуэта контраст может проявиться в разнице размеров ее частей: малой трапеции лифа и большой трапеции юбки. Кроме того, контрастны подчеркнутая тонкая талия и расширенная линия плеча и низа.
3. Контрастность светлоты (тональность).
Композиция, построенная по принципу тонального контраста, имеет активный характер, делая костюм очень выразительным даже при самой простой форме.
В ахроматической гамме.
Для полноты проявления выразительных и изобразительных возможностей ахроматических композиций необходимо наличие трех тонов. При составлении трех тоновых композиций нужно учитывать 3 условия, определяющих их эмоциональную выразительность.
Первое условие – светлотный диапазон ахроматических композиций. Существует 4 светлотных диапазона:
· Полный диапазон – наличие в композиции белого, черного и какого-либо серого цветов.
· Светло-серый диапазон – наличие белого, светло-серого и средне серого цветов, причем последний – самый темный.
· Темно-серый диапазон – наличие среднего серого как самого светлого, темно-серого и черного цветов.
· Средне серый диапазон – использование в композиции только серых цветов при полном отсутствии белого и черного.
В зависимости от выбранного светлотного диапазона меняется общее тональное состояние композиции, ее эмоциональное воздействие:
1 – отличается наибольшей контрастностью и напряженностью.
2 – отличается легкостью, воздушностью, они лиричны и нежны, нюансны, создают ощущение большей обобщенности, цельности, спокойного эмоционального звучания.
3 – придает композиции затемненность, сумрачность, суровость, здесь также отсутствует тональный контраст.
4 – по сравнению с остальными наиболее нейтральны, спокойны, сдержанны, даже маловыразительны, в ахроматических композициях используется редко.
Сильные контрасты, использованные асимметрично, могут нарушить баланс фигуры или исправить несбалансированную фигуру. Контрастные величины используются как акцентные, отвлекая внимание от проблемы в фигуре.
Второе условие – взаимодействие светлотных тонов, которое для каждого диапазона может быть реализовано в трех вариантах:
· Промежуточный серый цвет является средним по отношению к самому светлому и самому темному и одинаково контрастирует с ними обоими. Это создает благоприятные условия для их читаемости, возникает равноступенный светлотный контраст.
· Промежуточный серый цвет сдвинут в сторону темного и вместе с последним заставляет сильнее звучать светлый, создавая неравноступенный контраст.
· Промежуточный серый цвет сдвинут в сторону светлого, что заставляет сильнее звучать темный, создавая неравноступенный контраст.
Третье условие – пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым тоном.
Возможны два варианта.
· Все три тона занимают зрительно равные площади, композиция статична, уравновешенна, ощущение покоя.
· Отношения площадей строятся на принципе соподчиненности, при этом предпочтительным является пропорционирование площадей по принципу «золотого сечения».
Закономерности построения ахроматической композиции могут быть использованы и в хроматической гамме. Можно взять любой хроматический цвет и его светлотные варианты. Костюм, построенный на сочетании таких тонов, отличается особой элегантностью. Тоновой контраст здесь будет проявляться менее резко, чем в ахроматической композиции, поэтому в подобном случае уместнее говорить о нюансе.
4. Контрастность цвета.
Самым многообразным и действенным средством коспозиции костюма является контраст цветовых тонов. Важную роль в этом смысле играют площади цветовых тонов, структура и фактура тканей. В работе с гладкоокрашенными тканями художник ищет гармонические сочетания цветов и количественные соотношения площадей, занимаемых ими. Рисунок ткани усложняет композиционное проектирование костюма, внося дробность в цветовое восприятие.
5. Контрастность и фактура.
Контрастность часто достигается за счет применения разной фактуры ткани и обработки поверхности формы разными приемами моделирования (складками, сборками, драпировками). Этот эффект используется в модной индустрии, вечерних нарядах и в зимнем гардеробе. Например, когда под меховой шубой надето легкое платье. Фактура ткани, применение складок, сборок и драпировок создают светотеневое разнообразие поверхности форм костюма. Разная сила изменения тона ткани может привести либо к контрасту, либо к нюансу.
При проектировании костюма важно помнить, что контраст, как очень активное композиционное средство, может быть применен только в одном или двух моментов решения костюма, остальные должны решаться по принципу нюанса. Например, использование контраста в форме, тоне, и нюанса в цвете.
Костюм, построенный по закону контраста, довольно быстро вызывает утомление, при частом употреблении надоедает. Нюансное решение композиции целесообразней при создании повседневной одежды, в которой функциональность и удобство являются преобладающими качествами. Такая одежда не должна привлекать к себе излишнее внимание и способствовать созданию деловой обстановки. Такие костюмы не содержат резких противопоставлений, их знаковые признаки имеют незначительные различия. Части, составляющие костюм, примерно одинаковы и по размерам, и по пластике линий, и по светлотно-тоновым отношениям. Фактура и рисунок материалов также близки по своему характеру. Характер подобной одежды легко изменить, введя в комплект активный, контрастный акцент в виде какого-нибудь дополнения - головного убора, шарфа, сумки и т.д. При этом цельность композиции не нарушится. Такой костюм имеет больше возможностей для трансформации. Это качество имеет в наше время большую ценность, так как позволяет современной женщине превратить деловой костюм в нарядный, практически не переодеваясь.
Выбор контраста или нюанса при создании костюма зависит от его назначения, образности и требований моды. Необходимо помнить, что создание костюма по принципу контраста сложнее, чем по принципу нюанса. С другой стороны, в композицию костюма, построенную по принципу нюанса, для ее оживления всегда стоит ввести элемент контраста.