русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

LABEL BLOCK continue BLOCK


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1064; Нарушение авторских прав


LABEL for (EXPR; EXPR; EXPR) BLOCK, LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK

LABEL while (EXPR) BLOCK, LABEL while (EXPR) BLOCK continue BLOCK

If (EXPR) BLOCK, if (EXPR) BLOCK else BLOCK, if (EXPR) BLOCK elsif (EXPR) BLOCK ... else BLOCK

If EXPR, unless EXPR, while EXPR, until EXPR

где EXPR - выражение, возвращающее логическое значение true или false. Модификаторы while и until вычисляются в начале предложения, кроме do, который выполняется первым.

if EXPR- Модификатор "если". Предложение выполняется, если EXPR возвращает true.

$var = 1;

if $var > 0 $var2 = 3; # Результат: $var2 = 3

while EXPR - Модификатор "пока". Предложение выполняется пока EXPR = true

$var = 1;

print $var++ while $var < 5; # Результат: 1234

until EXPR- Модификатор "до ". Предложение выполняется до тех пор пока EXPR = false

$var = 1;

print $var++ until $var > 5; # Результат: 12345

unless EXPR - Модификатор "если не". Обратный к if. Выражение выполняется, если EXPR = false.

$var = 1;

print $var++ unless $var > 5; # Результат: 1

Сложные предложения.Последовательность простых предложений, ограниченная функциональными ограничителями, называется блоком. В Perl это может быть целый файл, последовательность предложений в операторе eval{} или чаще всего это множество простых предложений, ограниченных круглыми скобками '{}'.

Существуют следующие виды сложных предложений:

Обратите внимание, что сложные предложения описаны в термах блоков, а не предложений, как в языке C. Поэтому необходимо использовать круглые скобки для обозначения блока.

if (EXPR) BLOCK - Вычисляется логическое выражение EXPR и если true блок выполняется.

$var =1;

if ($var == 1)

{ print $var,"\n";



}

Результат: 1

if (EXPR) BLOCK else BLOCK2 - Если EXPR=true выполняется BLOCK иначе BLOCK2.

$var =2;

if ($var == 1)

{ print "\$var = 1\n";

}

else

{ print "\$var не равно 1\n";

}

Результат: $var не равно 1

if (EXPR1) BLOCK1 elsif (EXPR2) BLOCK2 ... else BLOCK - Если EXPR1=true выполняется BLOCK1 иначе если EXPR2=true выполняется BLOCK2 иначе ... иначе BLOCK.

$var = 1;

if ($var == 0)

{ print "\$var = 0\n";

}

elsif ($var == 1)

{ print "\$var = 1\n";

}

else

{ print "Не известное \$var\n";

}

Результат: $var = 1

Цикл While. Выполняет BLOCK до тех пор пока EXPR = true. Метка LABEL не обязательна и состоит из идентификатора, завершающегося символом ':'. Метка необходима при использовании внутри блока цикла управляющих операторов next, last и redo. Если метка отсутствует, то эти операторы ссылаются к началу ближайшего цикла. Блок после continue выполняется всегда перед тем, как вычисляется логическое выражение EXPR. Это подобно EXPR3 в предложении for, поэтому в этом блоке удобно изменять счетчики и флаги цикла, даже если применяется оператор next.

Операторы управления циклом.next - подобен continue в С. Переходит к началу текущего цикла, т.е. повторяет итерацию.

M1:

while ($i < 6)

{

++$i; # Увеличиваем счетчик на 1

next M1 if $i < 3; # Переходим в начало если $i < 3

++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1

}

continue

{

print "$i "; # Результат: 1 2 4 6

}

last - подобен оператору break в языке С. Немедленно прерывает цикл. Блок continue пропускается.

M1:

while ($i < 6)

{

++$i; # Увеличиваем счетчик на 1

last M1 if $i > 3; # Выход из цикла если $i > 3

++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1

}

continue {

print "$i "; # Результат: 2 4

}

redo - начать новый цикл, не вычисляя EXPR и не выполняя continue блок.

M1:

while ($i < 6)

{

++$i; # Увеличиваем счетчик на 1

redo M1 if $i == 3; # Далее пропустить для $i = 3

++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1

}

continue {

print "$i "; # Результат: 2 5 7

}

Цикл for. LABEL for (EXPR1; EXPR2; EXPR3) BLOCK. Оператор for полностью аналогичен оператору for в С. Перед началом цикла выполняется EXPR1, если EXPR2 = true выполняется блок, затем выполняется EXPR3.

for ($i = 2; $i < 5; ++$i){

print $i, " "; # Результат: 2 3 4

}

print "\nПосле цикла i = $i\n"; # После цикла i = 5

Цикл foreach. LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK. Переменной VAR присваивается поочередно каждый элемент списка LIST и выполняется блок. Если VAR опущено, то элементы присваиваются встроенной переменной $_. Если в теле блока изменять значение VAR то это вызовет изменение и элементов списка т.к. VAR фактически указывает на текущий элемент списка. Вместо слова foreach можно писать просто for - это слова синонимы.

@month = ("январь","февраль","март"); # Создали массив

foreach $i (@month)

{ print $i," "; # Результат: январь февраль март

}

foreach $i (@month)

{ $i = uc($i); # Перевели в верхний регистр

}

print @ month; # Результат: ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТ

for $i (3,5,7)

{ print "$i "; # Результат: 3 5 7

}

Блоки и оператор switch.Блок не зависимо от того имеет он метку или нет семантически представляет собой цикл который выполняется один раз. Поэтому действие операторов цикла next, last, redo - аналогично описанному выше. Блоки удобны для построения switch (переключатель) структур. В Perl нет специального оператора switch подобного языку С поэтому вы сами можете создавать удобные для вас конструкции. Опыт автора показывает что для простоты написания лучше всего подходит конструкция вида if ... elsif ... else ... хотя можно сочинить и нечто подобное:

SWITCH:

{

if ($i ==1 ) { .....; last SWITCH; }

if ($i ==2 ) { .....; last SWITCH; }

if ($i ==3 ) { .....; last SWITCH; }

$default = 13;

}

Выбирайте сами по своему вкусу.

Оператор goto.В Perl существует оператор goto. При создании больших производственных задач на последнем этапе, особенно при отработке ошибочных ситуаций конечно goto нужен.

В Perl реализовано три формы goto. goto - метка, goto - выражение и goto - подпрограмма.

goto метка - выполняет непосредственный переход на указанную метку.

goto - выражение - Вычисляет имя метки и делает соответствующий переход. Например, если мы хотим сделать переход на одну из трех меток "M1:", "M2:" или "M3:" в зависимости от значений переменной $i равной 0, 1 или 2 то это лучше сделать следующим образом:

goto ("M1", "M2", "M3")[$i];

здесь $i используется как индекс массива указанного непосредственно в выражении.

goto подпрограмма - довольно редкий случай т.к. всегда проще и надежней вызвать подпрограмму "естественным" образом.

POD операторы. Документирование программ.В Perl реализован очень удобный механизм для написания документации в момент создания программы. Для этого применяются специальные POD операторы. Если в теле программы интерпретатор встречает оператор начинающийся с символа '=' например:

= head Набор стандартных процедур

то пропускается все до слова '=cut'. Это удобно для включения длинных на несколько строк или страниц комментариев. Затем с помощью специальной программы pod можно отделить текст документации от текста программы.

Переменные.

В Perl существует три типа структур данных: скаляры, массивы скаляров и хеши (hashes) - ассоциативные массивы скаляров. Обычно элементы массивов индексируются целыми числами, первый элемент - нулевой. Отрицательное значение индекса обозначает номер позиции элемента с конца. Хеши индексируются строками символов.

Имена скаляров всегда начинаются с символа '$' - даже когда обозначают элемент массива:

$var1 # Простой скаляр 'var1'

$var1[0] # Первый элемент массива 'var1'

$var1{'first'} # Элемент с индексом 'first'

В случае использования имени массива "целиком" или его "среза" перед именем массива ставится символ '@':

@var1 #Все элементы массива var1 ($var1[0],$var1[1],..., $var1[n])

@var1[1,3,10] # Элементы $var1[1], $var1[3], $var1[10]

@var1{'first','last'} #то же что и ($var1{'first'}, $var1{'last'})

Хеш "целиком" начинается с символа '%':

%var, %key, %years

Имена подпрограмм начинаются символом '&', если из контекста не видно, что это подпрограмма:

&sub1, &test_prog, test(12)

Имена таблиц символов всегда начинаются символом '*'.

Каждый тип переменных имеет свою область памяти поэтому $var1 и $var1[0] совершенно разные переменные, хотя $var1[0] часть массива @var1. Так же @var1 и %var1 - разные массивы переменных.

Имена переменных могут содержать любые буквенно-цифровые символы за исключением пробела и табуляции. Эти символы используются в качестве разделителей. Большие и малые буквы различаются поэтому $var1 и $Var1 - разные переменные. В Perl по умолчанию имена меток и указателей файлов пишут большими буквами.

Контекст.Большое значение для правильного употребления встроенных функций имеет контекст использования результата этих функций, т.к. в противном случае они возвращают совершенно "непонятный" результат. В Perl имеется два главных контекста: скалярный и список (list). Если в левой части выражения имеется ввиду одно единственное значение, то это скалярный контекст. Если множество значений - то список:

$var1 = <>; # Прочитать одну строку файла

@var1 = <>; # Прочитать все строки файла в массив @var1

$var1 = (1,2,3); # $var = 3 - количество элементов

@var1 = (1,2,3); # Создание массива @var1 с элементами 1,2,3

Скалярные значения.Все данные в Perl это скаляры, массивы скаляров и хеши скаляров. Скалярные переменные могут содержать числа, строки и ссылки. Преобразование числа - строки происходит автоматически по умолчанию. Скаляр может иметь только одно единственное значение, хотя это может быть ссылка на массив скаляров. Так как Perl сам преобразовывает числа в строки и наоборот, то программисту нет необходимости думать о том, что возвращает функция.

В Perl не существует типов "строка" или "число" или "файл" или что-то еще. Это контекстно зависимый полиморфный язык для работы с текстами. Скаляр имеет логическое значение "TRUE" (истина), если это не нулевая строка или число не равное 0.

В Perl существует два типа нулевых (null) скаляров - определенные (defined) и неопределенные (undefined). Неопределенное значение возвращается, когда что-то не существует. Например, неизвестная переменная, конец файла или ошибка. С помощью функции defined() вы можете заранее обнаружить подобное состояние.

Количество элементов массива так же является скаляром и начинается символами $#. Фактически $#var1 - это индекс последнего элемента массива. Нужно помнить, что первый элемент имеет индекс 0, поэтому количество элементов определяется как $#var1+1 . Присвоение значения $#var1 изменит длину массива и разрушит "оставленные" значения. Присвоение значения элементу массива с индексом больше чем $#var1 увеличит размер массива, а присвоение ему нулевого списка - обнулит.

В скалярном контексте имя массива возвращает его длину (для списка возвращается последний элемент):

@var1 = (4, 3, 2, 1);# Присвоение значения элементам массива

$i = @var1; # Использование скалярного контекста

print $i; # Печать результата 4 - кол-во элементов

print @var1; # Списковый контекст, печать всех элементов.

Для принудительного получения скалярного значения удобно применять функцию scalar():

print scalar(@var1);# Вывод длины массива а не его значений

Хеш в скалярном контексте возвращает "true", если существует хотя бы одна пара "ключ-значение". Фактически возвращается строка типа 2/8 где 8 - количество выделенных "ячеек" памяти, а 2 - количество использованных.

Конструкторы скаляров.Числа пишутся стандартно:

123.123

0.12

.12E-10

0xABCD # Шестнадцатиричная запись

0377 # Если 0 в начале - восьмеричная

123_456_123 # Так тоже можно для удобства чтения.

Строки ограничиваются одинарными (') или двойными (") кавычками:

'Равняйсь, смирно!' или "Построимся и спасемся."

В хеше можно опускать кавычки, если индекс не содержит пробелов:

$var1{first} то же что и $var1{'first'}

Обратите внимание на то, что перед первой одинарной кавычкой должен стоять пробел, иначе строка воспримется как имя переменной, т. к. в именах разрешено использование одинарных кавычек. Запрещается в кавычках применять зарезервированные литералы __LINE__ (номер текущей строки программы), __FILE__ (текущий файл). Для обозначения конца программы можно применять литерал __END__. Весь последующий текст игнорируется, но его можно прочитать, используя указатель файла DATA.

Слова в программе, не поддающиеся никакой интерпретации, воспринимаются как строки в кавычках, поэтому рекомендуется имена меток и указателей файлов писать большими буквами во избежание возможного "конфликта" с зарезервированными словами.

В Perl есть возможность вставлять текст документа прямо в программу, используя "here-doc" (здесь текст) метод. Обозначается символами <<, за которыми идет слово-ограничитель:

print <<EOF; # Все строки до EOF - текст для печати.

Эй вы трое, идите оба сюда!

Что стоишь! Я тебе говорю!!

Полковник Савонькин.

EOF

Конструкторы списков.Список - множество значений, перечисленных через запятую и заключенных в круглые скобки. В списковом контексте список возвращает последний элемент списка:

@var1 = (1, 2, 'привет', 1.2); # Присвоить значение элементам.где

$var1[0] = 1,

$var1[1] = 2,

$var1[2] = 'привет'

$var1[3] = 1.2

$var1 = (1, 2, 'привет', 1.2);

а здесь $var1 = 1.2 т.е. последнее значение списка.

Допускается применять в списке другие списки, но в полученном списке уже невозможно различить начало и конец включенных списков:

@s1 = (1, 2, 3); # Первый список

@s2 = (6, 7, 8); # Второй

@s = (0, @s1, 4, 5, @s2, 9, 10); # Включаем списки @s1 и @s2

print @s; # Результат: 012345678910 - значения без пробелов.

Список без элементов обозначается, как (), и называется нуль-списком. Списковое выражение можно употреблять как имя массива, но при этом брать в круглые скобки:

print ('январь','февраль','март')[1];

Результат: февраль

Список может быть присвоен списку, только если каждый элемент в списке в левой части выражения допустим по типу списку в правой части:

($a, $b, $c) = (1, 2, 3); # $a = 1, $b

Встроенные переменные Perl.

Описанные ниже переменные имеют в Perl специальные значения. Они обозначаются несколько непривычно для "глаза" программистов, т.к. состоят обычно только из двух символов, причем первый это '$' символ, с которого начинаются имена всех переменных, и произвольный часто не буквенно-цифровой символ. Если вы хотите пользоваться их "нормальными" буквенными синонимами, то вам нужно указать в начале программы:

use English;

Ниже приводятся имена встроенных переменных как в короткой, так и в длинной (словесной) форме. Некоторые из них имеют доступ только на чтение, поэтому изменить их значение невозможно.

$_ ($ARG) - переменная - по умолчанию для операторов ввода и поиска. То есть если в качестве аргумента не указана никакая переменная, то используется именно эта.

$цифра - содержит найденную в последнем поиске подстроку, когда шаблон содержит метасимволы в круглых скобках. Цифра - это номер скобок. Первая подстрока - номер 1.

$& ($MATCH) - найденная подстрока в последнем поиске по шаблону.

$` - подстрока, предшествующая найденной подстроке.

$' ($POSTMATCH) - подстрока, последующая за найденной подстрокой.

$+ ($LAST_PAREN_MATCH) - подстрока, найденная в поиске с выбором по "или".

$* ($MULTILINE_MATCHING) - если ее значение установить равным 1, то переменная, в которой осуществляется поиск, будет считаться многострочной, т.е. содержащей символы '\n' - перевод строки. Если значение равно 0, то переменная считается однострочной.

$. ($INPUT_LINE_NUMBER), ($NR) - номер прочитанной строки последнего оператора ввода. Закрытие файла вызывает очистку значения этой переменной.

$/ ($RS), ($INPUT_RECORD_SEPARATOR) - символ - признак конца входной строки. По умолчанию это '\n'

$| ($OUTPUT_AUTOFLUSH) - если присвоить этой переменной ненулевое значение, то будет сброс буфера вывода после каждой операции вывода. Значение по умолчанию - 0

$, ($OFS), ($OUTPUT_FIELD_SEPARATOR) - символ, добавляемый оператором print после каждого элемента из списка параметров.

$\ ($ORS), ($OUTPUT_RECORD_SEPARATOR) - символ, добавляемый print после вывода всех параметров.

$" ($LIST_SEPARATOR) - аналогичен "$,", но добавляется после каждого элемента массива, указанного в "....".

$# ($OFMT) - формат по умолчанию для вывода чисел.

$% ($FORMAT_PAGE_NUMBER) - формат по умолчанию для вывода номеров страниц.

$= ($FORMAT_LINES_PER_PAGE) - длина одной страницы. По умолчанию 60 строк.

$- ($FORMAT_LINES_LEFT) - количество оставшихся строк на странице.

$~ ($FORMAT_NAME) - имя формата текущего вывода. По умолчанию имя указателя.

$^ ($FORMAT_TOP_NAME) - имя текущего формата для заголовка страницы.

$: ($FORMAT_LINE_BREAK_CHARACTERS) - символы переноса строки для многострочных полей. В строке формата такие поля начинаются с '^'. По умолчанию '\n-'.

$^L ($FORMAT_FORMFEED) - символ перевода формата (листа). По умолчанию '\f'.

$^A ($ACCUMULATOR) - текущее значение аккумулятора функции write() для format(). Значение этой переменной можно увидеть только при использовании функции formline(), т.к. write() очищает ее после каждого вывода.

$? ($CHILD_ERROR) - данная переменная содержит статус завершения таких процессов как: закрытие pipe, завершение функций system(), wait() и `...`.

$! ($ERRNO $OS_ERROR) - в числовом контексте возвращает код ошибки errno. В строковом - строку сообщения об ошибке. Можно принудительно присвоить этой переменной код ошибки, что бы получить системное сообщение для данного кода или установить код завершения для функции die().

$@ ($EVAL_ERROR) - сообщение об ошибке последней команды eval().

$$ ($PID), ($PROCESS_ID) - номер текущего процесса.

$O ($PROGRAM_NAME) - имя файла программы.

$[ - номер первого элемента массива или символа строки. Значение по умолчанию - 0.

$] ($PERL_VERSION) - строка - сообщение версии Perl. Печатается по команде perl -v В числовом контексте это номер версии плюс номер модификации / 1000.

$^T ($BASETIME ) - Время в секундах с начала 1970 года старта текущей программы.

$^X ($EXECUTABLE_NAME) - команда запуска Perl. Аналогично argv[0] в С.

$ARGV - имя текущего файла, читаемого оператором '<>'.

@ARGV - массив параметров строки запуска программы. Внимание! @#ARGV - меньше количества параметров на 1, т.к. $ARGV[0] это первый параметр (не имя программы).

@INC - список директорий диска, которые просматривает Perl для выполнения команд do, require или use.

%INC - этот хеш содержит имена директорий для имен использованных файлов командами do или require. Ключ - имя файла, а значение - директория.

$ENV{выражение} - хеш %ENV содержит значения переменных окружения. Изменение этих значений вызывает изменение окружения для процессов потомков.

$SIG{выражение} - хеш %SIG содержит имена подпрограмм для таких системных сигналов как INT, QUIT, PIPE, ... Значение 'DEFAULT' - для системной обработки. 'IGNORE' - игнорировать данный сигнал.

Регулярные выражения (шаблоны).

Регулярные выражения в Perl чаще всего используются в операторах поиска и замены таких как s/, m/, операторах связки =~ или != и т.д. Все эти операторы имеют схожие опции:

i - не различать строчные и заглавные буквы.
m - считать строку многострочной.
s - однострочная строка.
x - расширенный синтаксис (использование пробелов и комментариев)

Эти опции, обозначаемые как '/x', можно использовать внутри шаблонов, используя конструкцию (?...). В шаблонах используются следующие метасимволы (символы, обозначающие группы других символов):

\ - считать следующий метасимвол как обычный символ.
^ - начало строки
. - один произвольный символ. Кроме '\n' - конец строки.
$ - конец строки
| - альтернатива (или)
() - группировка
[] - класс символов

Метасимволы имеют модификаторы (пишутся после метасимвола):

* - повторяется 0 или большее число раз
+ - -//- 1 или большее число раз
? - 1 или 0 раз
{n} - точно n раз
{n,} - по меньшей мере раз
{n,m} - не меньше n, но и не больше m

Во все других случаях фигурные скобки считаются обычными (регулярными) символами. Таким образом '*' эквивалентна {0,} , '+' - {1,} и '?' - {0,1}. n и m не могут быть больше 65536.

По умолчанию действие метасимволов "жадно" (greedy). Совпадение распространяется столько раз, сколько возможно, не учитывая результат действия следующих метасимволов. Если вы хотите "уменьшить их аппетит", то используйте символ '?'. Это не изменяет значение метасимволов, просто уменьшает распространение. Таким образом:

*? - станет 0 и более
+? - 1 и более
?? - 0 или 1 раз
{n}? - точно n раз
{n,}? - не меньше n раз
{n,m}? - больше или равно n и меньше m раз

Шаблоны работают так же, как и двойные кавычки, поэтому в них можно использовать `\` - символы (бэкслэш-символы):

\t - символ табуляции
\n - новая строка
\r - перевод каретки
- перевод формата
\v - вертикальная табуляция
\a - звонок
\e - escape
\033 - восьмеричная запись символа
\x1A - шестнадцатеричная
\c[ - control символ
\l - нижний регистр следующего символа
\u - верхний регистр -//-
\L - все символы в нижнем регистре до \E
\U - в верхнем -//-
\E - ограничитель смены регистра
\Q - отмена действия как метасимвола

Дополнительно в Perl добавлены следующие метасимволы:

\w - алфавитно-цифровой или '_' символ
\W - не -//-
\s - один пробел
\S - один не пробел
\d - одна цифра
\D - одна не цифра

Обратите внимание, что все это "один" символ. Для обозначения последовательности применяйте модификаторы. Так:

\w+ - слово
\d+ - целое число
[+-]?\d+ - целое со знаком
[+-]?\d+\.?\d* - число с точкой

Существуют мнимые метасимволы, обозначающие места смены значения:

\b - граница слова
\B - не граница слова
\A - начало строки
\Z - конец строки
\G - конец действия m//g

Граница слова (\b) - это мнимая точка между символами \w и \W. Внутри класса символов '\b' обозначает символ backspace (стирания). Метасимволы \A и \Z - аналогичны '^' и '$', но если начало строки '^' и конец строки '$' действуют для каждой строки в многострочной строке, то \A и \Z обозначают начало и конец всей многострочной строки.

Если внутри шаблона применяется группировка (круглые скобки), то номер подстроки группы обозначается как '\цифра'. Заметьте, что за шаблоном в пределах выражения или блока эти группы обозначаются как '$цифра'. Существуют и дополнительные переменные:

$+ - обозначает последнее совпадение
$& - все совпадение
$` - все до совпадения
$' - все после совпадения

Листинг 5.1.Переменные совпадений.

$s = "Один 1 два 2 и три 3";

if ($s =~ /(\d+)\D+(\d+)/) {

print "$1\n"; # Результат '1'

print "$2\n"; # '2'

print "$+\n"; # '2'

print "$&\n"; # '1 два 2'

print "$`\n"; # 'Один '

print "$'\n"; # ' и три 3'

}

Perl версии 5 содержит дополнительные конструкции шаблонов:

(?#комментарий) - комментарий в теле шаблона.
(?:шаблон) - группировка как и '( )', но без обратной ссылки
(?=шаблон) - "заглядывание" вперед. Например /\w+(?=\t)/ соответствует слову, за которым идет табуляция, но символ '\t' не включается в результат.
(?!шаблон) - "заглядывание" вперед по отрицанию.

Листинг 5.2.Конструкции шаблонов.

$s = "1+2-3*4";

if ($s =~ /(\d)(?=-)/) # Найти цифру за которой стоит '-'

{ print "$1\n"; # Результат '2'

}

else { print "ошибка поиска\n";}

$s = "1+2-3*4";

if ($s =~ /(\d)(?!\+)/) # Найти цифру за которой не стоит '+'

{ print "$1\n"; # Результат '2'

}

else { print "ошибка поиска\n";}

Правила регулярного выражения. (regex)

1. Любой символ обозначает себя самого, если это не метасимвол. Если вам нужно отменить действие метасимвола, то поставьте перед ним '\'.

2. Строка символов обозначает строку этих символов.

3. Множество возможных символов (класс) заключается в квадратные скобки '[]', это значит, что в данном месте может стоять один из указанных в скобках символов. Если первый символ в скобках это '^' - значит, ни один из указанных символов не может стоять в данном месте выражения. Внутри класса можно употреблять символ '-', обозначающий диапазон символов. Например, a-z - одна из малых букв латинского алфавита, 0-9 - цифра.

4. Все символы, включая специальные, можно обозначать с помощью '\' как в языке С.

5. Альтернативные последовательности разделяются символом '|' Заметьте что внутри квадратных скобок это обычный символ.

6. Внутри регулярного выражения можно указывать "подшаблоны" заключая их в круглые скобки и ссылаться на них как '\номер' Первая скобка обозначается как '\1'.

Операторы и приоритеты.

В Perl ассоциативность и приоритетность операторов аналогична языку С. Ниже перечислены все операторы в порядке уменьшения приоритета с указанием ассоциативности.

 

ассоц. операторы
левая термы и левосторонние списковые операторы
левая ->
- ++ --
правая **
правая ! ~ \ унарные + и -
левая =~ !~
левая * / % x
левая + - .
левая << >>
- именованные унарные операторы
- < > <= >= lt gt le ge
- == != <=> eq ne cmp
левая &
левая | ^
левая &&
левая ||
- ..
правая ?:
правая = += -= *= и т.д.
левая , =>
- правосторонние списковые операторы
левая not
левая and
левая or xor

Термы и левосторонние списковые операторы. Любой терм имеет самый высокий приоритет. К терму относятся переменные, кавычки и их операторы, арифметические и логические выражения в скобках, любые функции с параметрами в скобках. Фактически таких функций нет, так как это просто унарные и списковые операторы. Просто они ведут себя подобно функциям с параметрами в скобках. Если после любого спискового оператора (print(), и т.д.) или унарного оператора (chdir(), и т.д.) следует левая круглая скобка, то операторы внутри скобок имеют наивысший приоритет. Так же как и обычные функции.

Если скобки отсутствуют, то приоритет списковых операторов или наивысший или наименьший в отношении операторов справа или слева от него:

@i = ('a ','b ', print 'c ', 'd ');

print "\n",@i,"\n"; #Результат: c d и a b 1

Здесь мы имеем списковый оператор print. Для запятых слева от него он имеет наименьший приоритет, но повышает приоритет правой запятой. Поэтому правая запятая воспринимается как параметр для print и печатается 'c d', а левая просто записывает код завершения операции в массив @i и последний print показывает это.

Оператор '->' Как и в С - это инфиксный оператор переадресации. Если справа от него стоит [...] или {...} выражение, то правая часть может быть непосредственной или символической ссылкой на массив или хеш. В противном случае правая сторона это метод или простой скаляр, содержащий имя метода, а правая - или объект, или имя класса.

Операторы ++ (инкремент) и -- (декремент).Работают, как и в С. Если оператор - перед переменной, то значение переменной изменяется на 1 и полученное значение используется. Если после - то ее величина изменяется после применения. Употребление инкремента к строковым переменным в Perl имеет особенность. Каждый символ остается в своем классе (большие, малые, цифры) и учитывается перенос предыдущего символа. Таким образом, строковые переменные с цифрами работают как числовые переменные:

print ++($i = "09"); # Результат "10"

print ++($i = "a9"); # "b0"

print ++($i = "az"); # "ba"

print ++($i = "aZ"); # "bA"

Оператор ** (возведение в степень):

print 4**2 # Результат 16

print -4**2 # Результат -16 т.е. -(4**2)



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Perl. Синтаксис языка. Переменные. Регулярные выражения. Операторы, функции и подпрограммы. Модули. CGI-программирование. Примеры приложений. Доступ к базам данных | Операторы равенства.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.016 сек.