Б) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
А) национальные стандарты;
Документы в области стандартизации
Технический регламент
Предусмотрен №ФЗ-184, статья 9, п.1.
Технический регламент – документ, который принят особым образом (федеральным законом; указом Президента РФ; постановлением Правительства РФ; ратифицированным международным договором) и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технические регламенты принимаются органами власти и обязательны для исполнения.
Предусмотрены №ФЗ-184, статья 13.
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относят:
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.
Международные и национальные стандарты служат основой для разработки технических регламентов. Другой важной функцией национальных стандартов является их использование для соблюдения требований технических регламентов.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. В данном определении совмещены два важных принципа, которым должна соответствовать эффективная система стандартизации. С одной стороны - это многократность использования, с другой стороны – стандарты, даже если они и являются государственными, перестают быть обязательными для хозяйствующих субъектов. Это очень важный шаг, так как, с одной стороны, приближает российское понимание стандартов к принятым в международной практике, а с другой стороны, разрушает запутанную систему, при которой ряд требований государственных стандартов являлся обязательным для соблюдения, а ряд – добровольным.
в) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации– нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Стандарты организаций (СТО) применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, что означает, что в определенных условиях СТО могут приобретать отраслевой характер.
Свод правил – это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе.
Предусмотрены №184-ФЗ, статья 4, п.1,2,3.
Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Федерального закона «О техническом регулировании» (№184-ФЗ), принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе прямо или косвенно предусматривающих осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
На сегодняшний день в России существует значительный массив законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих производственные отношения. По юридической силе все они делятся на две основные группы:
- законодательные акты (законы, кодексы, основы законодательства);
- иные (подзаконные) нормативные правовые акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и другие документы, раскрывающие и детализирующие организационно-правовой механизм реализации законодательных положений).