Средства и методы физического воспитания должны наиболее полно соответствовать цели, задачам и содержанию физического воспитания.
Средством физического воспитания являются физкультурно-спортивная деятельность, используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиенические факторы (мероприятия личной и общественной гигиены, режим, внешняя среда, которая отвечает гигиеническим требованиям), игры с применением физических упражнений; туризм - походы, путешествия (это жизнь на природе, постоянное духовное обогащение, познания окружающего мира и преодоление реальных трудностей), спорт, как особый вид деятельности, направленный на достижение максимальных результатов в определенных видах физических упражнений.
В физическом воспитании используются разнообразные методы педагогического процесса.
Словесные методы позволяют сформировать у учащихся знания. Учитель (воспитатели, тренеры) объясняют, почему и как надо выполнить данное упражнение, каких ошибок следует избегать, чтобы не получить травму; инструктаж, требования к поведению и выполнению упражнений используются систематически. Лекции читаются редко, но они позволяют раскрыть суть здорового образа жизни, познакомить учащихся во внеурочное время с различными видами спорта. Встречи с туристами, путешественниками, с интересными людьми позволяют формировать идеалы, стремление к самосовершенствованию.
Практические методы лежат в основе всякого умения и навыков — это многообразные упражнения. Для спортсменов организуется система тренировок под руководством специалиста.
Из методов стимулирования в физическом воспитании чаще всего используются соревнование и поощрение. Однако приходится делать замечания, (указания на недостаточно точное выполнение упражнения), контролировать — побуждать к самоконтролю и самооценке.
В процессе игр, соревнований у учащихся формируются такие качества как целеустремленность, воля к победе, настойчивость, коллективизм и взаимопомощь. Поскольку каждый обязан соблюдать спортивную этику, которая диктует определенные правила и нормы поведения, то эти правила становятся привычным поведением, переносятся в повседневную жизнь. Это дисциплинирует личность.
Для формирования нравственного сознания проводятся беседы, встречи с ведущими спортсменами, которые приводят интересные примеры проявления патриотизма, гуманизма человека в экстремальных условиях.
Воспитание аккуратности, бережливости, уважения к общественной собственности, труду людей воспитывается всей обстановкой спортивных залов, раздевалок, требованием к соблюдению установленного порядка.
Вежливость, тактичность, внимательное отношение к товарищам обеспечивается требованиями к соблюдению правил (нарушил правило — подними руку; по окончанию игры, соревнования — пожми руку противнику. Какие бы чувства спортсмена не переполняли, он обязан правила соблюдать).
В коллективной игре формируются чувства ответственности, общественного долга, когда каждый стремится проявить себя и защитить честь коллектива. При организации спортивных соревнований в учебных заведениях к участникам предъявляются требования о качестве учебы (к соревнованиям допускаются успевающие ученики с хорошей дисциплиной).