Рассмотрим задачи воспитания и виды деятельности учащихся, которые позволяют эти задачи успешно решать.
С рождения и до глубокой старости человек (Homo Sарiеns) - разумный познает мир, развиваются его познавательные процессы постепенно. В современной педагогике существуют концепции, ориентированные на психическое развитие и концепции, учитывающие личностное развитие. Поэтому считается, что умственное воспитание должно быть ориентировано на развитие познавательных процессов, развитие силы воли, памяти, познавательных интересов, потребностей, способностей, формирование культуры учебного и интеллектуального труда, а так же на формирование научных знаний, умений, навыков, научного мировоззрения, широты кругозора, личностных качеств (самостоятельности, целеустремленности, ответственности и пр.).
Задачи и содержание умственного воспитания:
Цели умственного воспитания должны быть подчинены общей цели и задачам воспитания — проблеме всестороннего гармонического развития личности.
Общий путь умственного воспитания заключается в организации разнообразных видов деятельности и общения с рождения человека и в течение всей жизни (информационно-просветительской, общественно-полезной, игровой, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-спортивной). Важную роль играет интеллектуальная атмосфера в семье, учительском, студенческом, трудовом коллективах.
Специфический путь умственного воспитания заключается в организации познавательной деятельности, специально направленной на формирование интеллектуальных свойств, качеств. Это обучение во всех типах учебно-воспитательных учреждениях, которые характеризуются организованностью, управляемостью, цикличностью. Каждый цикл умственного воспитания включает организацию интеллектуальной, познавательной деятельности учащихся, решение интеллектуальных, познавательных задач, контроль, подведение итогов и оценка результатов деятельности.
Развитие творческого потенциала личности:
Сознание может рассматриваться как понимание человеком окружающего Мира: связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира, своих собственных мыслей, поступков, действий, чувств. Сознание является результатом умственного труда. В.С. Селиванов отмечает, что сознание человека не может быть сформировано только в результате учебной деятельности, а формируется лишь в процессе интеллектуального труда самого человека.
Мыслительная деятельность начинается благодаря эмоциональному стимулу, который побуждает к работе мысли (узнаванию, пониманию, приспособлению к узнаваемому, использованию узнанного, изменению с целью использования и совершенствование, созданию нового).
Интеллектуальный труд предполагает эмоциональное и умственное напряжение, самостоятельную мыслительную деятельность. Учение — это познание нового, субъективно неизвестного для ученика. Но это не всегда интеллектуальный труд, так как ученики не сами открывают новое, а с помощью учителя, учебника, телевидения, окружающих взрослых.
У подрастающего поколения нет времени открывать все добытое человечеством заново. Поэтому взрослые включают их в учебную деятельность и обеспечивают усвоение знаний, умений, навыков. Важное значение приобретают общеучебные умения. Учение — это действия по запоминания, пониманию изученного.
Интеллектуальный труд подразумевает постановку цели, деятельность по достижению цели и получение реального результата — проекта, расчета, художественного произведения, модели и пр.
Интеллектуальная деятельность, направленная на преобразование, исследование, созидание нового.
Таким образом, в педагогическом процессе в учебной и внеучебной деятельности сочетается учебная и интеллектуальная деятельность. Предметами интеллектуального труда могут быть слова, их содержание, знаки, символы. Когда ученик проектирует изделия, проводит опыты на пришкольном участке, готовит доклад на конференцию и модель на выставку технического творчества, взаимодействует с людьми, организуя соревнования, он включается в интеллектуальную деятельность.
Ученые рекомендуют ускорить интеллектуальное развитие по трем направлениям:
понятийный строй мышления, речевой интеллект, внутренний план действий.
А) Важно обеспечить понимание учеником, что каждая наука оперирует понятиями, что каждое понятие может иметь несколько значений, что существуют разные определения одних и тех же понятий, что по мере развития науки они могут изменяться. Поэтому не следует механически заучивать понятия, а надо добиваться, чтоб учащиеся сами находили и давали определения этих понятий.
Б) Необходимо развивать речевой интеллект. Он заключается в том, чтобы учащийся умел планировать, составлять, произносить публичные речи, вести дискуссию, отвечать на вопросы и задавать их. Этому способствуют написание сочинений и рефератов, докладов на занятиях по разным предметам и в различных формах внеклассной работы по истории, географии, биологии, риторике.
В) Становлению внутреннего плана действий могут помочь специальные упражнения. На различных уроках и во внеурочной деятельности надо побуждать учащихся в уме составлять план, последовательность шагов выполнения заданий, решения поставленной задачи, прежде чем преступать практически к ее решению.
Перечисленные три основных направлений развития теоретического мышления взаимосвязаны и взаимообусловлены.