русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 4690; Нарушение авторских прав


Труда

Трудовое законодательство и нормативное регулирова­ние вопросов охраны труда являются важными элемента­ми правового обеспечения социально-экономических от­ношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающих членов общества.

Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан. В ст. 2 Конституции Республики Беларусь провозглашено, Что «...человек, его права, свободы и га­рантии их реализации, являются высшей ценностью и целью общества и государства». Исходя из этого, основ­ным принципом государственной политики в нашей стра­не в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудо­вой деятельности, установление ответственности нанима­телей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере.

Практическая реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осуществления на всех уровнях управления соответствующих правовых, со­циально-экономических, организационных, техниче­ских, санитарно-гигиенических и других мероприятий по охране труда. В республике принят Закон от 03.05.1999 г. № 253-3 «О ратификации Конвенции 155 Международной организации труда (МОТ) "О безопасности и гигиене труда и производственной среде"».

Разработка и реализация государственной политики в области охраны труда предполагает установление соответ­ствующих функций и обязанностей государственных ор­ганов, нанимателей, трудящихся и других лиц в области гигиены и безопасности труда.

В 2001 г. в Республике Беларусь разработана и утверж­дена Советом Министров Концепция государственного управления охраной труда (далее - Концепция). В этом документе определены цели, основные принципы, на­правления государственной политики и уровни управле­ния в области охраны труда, а также основные функции органов государственного управления.



Согласно Концепции целью государственной политики в области охраны труда является сохранение жизни и здо­ровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными принципами современной государствен­ной политики в этой области являются:

♦ приоритет жизни и здоровья работников по отноше­нию к результатам производственной деятельности;

♦ обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

♦ установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в области охраны труда, полной ответствен­ности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

♦ совершенствование правовых отношений и управле­ния в этой сфере, включая внедрение экономического ме­ханизма обеспечения охраны труда.

К основным направлениям государственной политики в области охраны труда относятся:

♦ государственное управление деятельностью в облас­ти охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам;

♦ принятие законов и иных нормативных правовых ак­тов, направленных на совершенствование правоотноше­ний в этой сфере, установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда;

♦ комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда, с учетом других направлений социальной и экономической политики, достижений в об­ласти науки, техники, технологий и охраны окружающей среды;

♦ организация научно-исследовательских работ по воп­росам безопасности и гигиены труда, участие государства в финансировании республиканских программ по улуч­шению условий й охраны труда;

♦ использование экономического механизма в управле­нии охраной труда, проведение налоговой политики, сти­мулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и тех­нологий, эффективных средств защиты;

♦ взаимодействие и сотрудничество органов государ­ственного управления с нанимателями и профсоюзами в разработке и реализации государственной политики в об­ласти охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда;

♦ обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда, в том числе потерпев­ших на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

♦ подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;

♦ организация государственной статистической отчетности, создание системы информации и мониторинга о состоянии условий и охраны труда;

♦ международное сотрудничество, создание условий для ратификации конвенций МОТ, документов других международных организаций, межгосударственных договоров и соглашений в области охраны труда.

Систему законодательных актов, регулирующих воп­росы охраны труда в республике, составляют: Конститу­ция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «Об основах госу­дарственного социального страхования», «О пенсионном обеспечении», «О санитарно-эпидемическом благополу­чии населения», «О сертификации продукции, работ и услуг», «О техническом нормировании и стандартиза­ции», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения», «О защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера», «О здравоохранении», «О предприятиях» и др.

Правовой основой организации работ по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45), которая гарантирует право граждан на здоро­вые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Основополагающим законодательным актом, опреде­ляющим и регулирующим правоотношения в сферах тру­да и охраны труда, является Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК). Наряду с правами работников на здоровые и безопасные условия труда (ст. 222 ТК) каждый работник имеет право:

♦ на рабочее место, соответствующее правилам по охра­не труда, защищенное от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов;

♦ обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

♦ обеспечение необходимыми средствами коллектив­ной и индивидуальной защиты;

♦ получение от нанимателя или государственных и об­щественных органов достоверной информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о Принимаемых мерах по их улучшению;

♦ проведение проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, имеющими на то пра­во, в том числе по запросу работника с его участием;

♦ отказ от выполнения порученной работы в случае воз­никновения непосредственной опасности для жизни и здо­ровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Статьями 54, 55, 89, 226, 228-231 ТК предусмотрен ме­ханизм реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда через обязанность нанимателя обеспечивать такие условия.

Статьей 227 впервые законодательно регламентирова­на деятельность службы охраны труда. Данной статьей определено, что для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подго­товку.

Кроме этого ст. 53 и 232 предусматривают обязанности работников по вопросам охраны труда, а ст. 198 и 465 – их ответственность за нарушение законодательства о труде и норм охраны труда. Здесь же в ст.462 законодательно оп­ределено, что государственный надзор и контроль за со­блюдением законодательства о труде осуществляют спе­циально уполномоченные на то государственные органы, а ст.463 право общественного контроля по этим вопросам предоставляет профсоюзам.

В Законе Республики Беларусь «Об основах государ­ственного социального страхования» в рамках общих воп­росов страхования граждан предусмотрены вопросы стра­хования их также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» обеспечивает предупреж­дение воздействия неблагоприятных факторов среды оби­тания на здоровье населения; регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприя­тий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия; предусматривает организацию государственного надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Закон Республики Беларусь «О сертификации продук­ции, работ и услуг» устанавливает правовые основы обя­зательной и добровольной сертификации продукции, ра­бот и услуг; регулирует правовые отношения, возникаю­щие в процессе сертификации, а также права, обязаннос­ти и ответственность участников сертификации. Закон направлен на обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды, определяет национальную систему сертификации.

Закон Республики Беларусь «О техническом нормиро­вании и стандартизации» устанавливает правоотношения в области стандартизации, а также государственного над­зора за выполнением требований стандартов и строитель­ных норм; определяет нормативные документы по стан­дартизации: государственные стандарты Республики Бе­ларусь; государственные строительные нормы; государ­ственные классификаторы технико-экономической ин­формации Республики Беларусь; стандарты предприятий и другие документы; предусматривает порядок разработ­ки, принятия и отмены нормативных документов по стан­дартизации.

Закон Республики Беларусь «О пожарной безопаснос­ти» предусматривает установление государственного над­зора за обеспечением пожарной безопасности министер­ствами, ведомствами, концернами, предприятиями, учреждениями независимо от форм собственности, а также гражданами; определяет правовую основу и принципы ор­ганизации пожарной безопасности, а также принципы де­ятельности пожарной службы, концепцию правоотноше­ний всех субъектов в этой области.

Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опре­деляет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производ­ственных объектов; направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности организаций, эксплуати­рующих опасные производственные объекты, к локализа­ции и ликвидации последствий аварий.

Деятельность по охране труда помимо законов регули­руется директивными документами - декретами, указа­ми и распоряжениями Президента страны, а также поста­новлениями и распоряжениями Правительства Республи­ки Беларусь. Например, Декрет Президента Республики Беларусь «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний» от 30.07.2003 г. № 18 направлен на усиление соци­альной защиты граждан, потерпевших в результате трав­матизма на производстве, регулирует вопросы возмеще­ния причиненного их жизни и здоровью вреда, стимулирует реализацию мер по предупреждению производствен­ных несчастных случаев и профессиональных заболева­ний. Кроме того, основные направления безопасности, ги­гиены труда, производственной санитарии и пожарной профилактики регламентируются:

♦ межгосударственными и государственными норма­тивными правовыми актами;

♦ техническими нормативными правовыми документа­ми специально уполномоченных государственных орга­нов надзора и контроля;

♦ отраслевыми нормативными правовыми актами ми­нистерстве и других республиканских органов государ­ственного управления, объединений и учреждений, под­чиненных Правительству;

♦ локальными нормативными правовыми актами.

Перечень видов нормативных правовых актов, техни­ческих нормативных правовых актов, содержащих требо­вания охраны труда, представлен в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 г. № 150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь».

Законодательные и директивные акты, а также меж­государственные, государственные и межотраслевые го­сударственные документы обязательны для исполнения на территории страны всеми субъектами хозяйственной деятельности и организациями независимо от формы собственности и ведомственного подчинения.

Отраслевые нормативные документы действительны только для учреждений и предприятий определенной от­расли.

Локальные (производственные) документы по охране труда разрабатываются для конкретных предприятий и учреждений и имеют силу только на этих субъектах хо­зяйственной деятельности.

 

Основные требования охраны труда разработаны в стандартах системы стандартов безопасности труда (ССБТ), которая представляет собой комплекс взаимосвязанных

стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособ­ности человека в процессе труда.

ГОСТ 12.0.001 «ССБТ. Основные положения» устанав­ливает назначение, структуру и содержание ССБТ, а так­же построение, содержание и согласование стандартов в этой системе. Структура обозначения государственных стандартов ССБТ состоит из пяти блоков:

ГОСТ 12.(Х). (ХХХ)-(ХХ)

год утверждения стандарта

порядковый номер стандарта

группа стандарта ССБТ от 0 до 4

регистрационный номер комплекса ССБТ

государственный стандарт

В ССБТ входят стандарты пяти подсистем с соответ­ствующими шифрами (табл. 1.2).

В настоящее время в Республике Беларусь создается собственная система стандартов безопасности труда и по­жарной безопасности. Например, СТБ 11.0.02-95 «Систе­ма стандартов пожарной безопасности (ССПБ). Пожарная безопасность. Общие термины и определения». Она пред­ставляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих противопожарные требования, и включает государственные стандарты Республики Беларусь и меж­государственные стандарты.

Шифр строительных норм Беларуси аналогичен шиф­ру стандартов. Например, СНБ 2.02.01-98* «Пожарно-техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов», где СНБ - Строительные нормы Республики Беларусь; 2 - номер части - «Общие нормативно-технические документы»; 02 - номер блока - «Пожарная безопасность»; 01 - номер документа; 98 - год утверждения; 98* - год внесения изменений.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 Зако­на Республики Беларусь «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» акты законодательства СССР применяются в случае отсутствия за­конодательства Республики Беларусь, регламентирующе­го соответствующие общественные отношения. Однако при интеграции Республики Беларусь в мировую эконо­мику необходимо будет гармонизировать многие внутрен­ние стандарты с международными стандартами систем управления охраной труда (ISO серии 18 000).

Важнейшими локальными нормативными правовыми актами являются инструкции по охране труда, требова­ния которых направлены на безопасное выполнение соот­ветствующих работ. Постановлением Госкомтруда Рес­публики Беларусь от 14.07.1994 г. № 82 утвержден поря­док разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда, согласно которому они предусматри­ваются для работников отдельных профессий и на отдель­ные виды работ.

Инструкции подготавливаются на основе стандартов безопасности труда, правил и норм безопасности и гигие­ны труда, типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документа­ции заводов-изготовителей оборудования, а также на ос­нове технологической Документации предприятия с уче­том конкретных условий производства.

Требования инструкций являются обязательными для работников, а их невыполнение рассматривается как на­рушение трудовой дисциплины.

Наниматель обязан обеспечить всех работающих инструкциями по охране труда и организовать изучение их до начала выполнения трудовых обязанностей.

Разработка инструкций производится на основании при­казов и распоряжений Руководства предприятия, в которых указываются исполнители и сроки выполнения работ.

Инструкции подготавливаются руководителями це­хов, участков, отделов, лабораторий и других подразделе­ний предприятия с участием профсоюзов.

Руководство разработкой инструкций возлагается на главного инженера или его заместителя. В необходимых случаях руководитель предприятия привлекает к работе специалистов других подразделений.

Служба охраны труда предприятия осуществляет по­стоянный контроль за своевременной разработкой, про­веркой и пересмотром инструкций, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует обеспечению их необходимыми документами (правилами, стандартами, типовыми инструкциями и другими техническими норма­тивными правовыми актами).

При использовании типовых инструкций (без перера­ботки) их необходимо переоформить, согласовать и утвер­дить в соответствии с установленным порядком.

Проект инструкции рассматривается службой охраны труда, объектовой пожарной частью, медицинской служ­бой и другими заинтересованными службами и подразде­лениями, а также профсоюзами предприятия.

После изучения поступивших замечаний и предложе­ний разрабатывается окончательный вариант инструк­ции, который подписывается руководителем подразделе­ния - разработчика инструкции и представляется на со­гласование в службу охраны труда, профсоюзному коми­тету, а также при необходимости другим заинтересован­ным подразделениям (по усмотрению службы охраны труда).

Утверждение инструкции осуществляется приказом руководителя предприятия либо грифом утверждения, и она вводится в действие с момента утверждения либо со дня, указанного в приказе. О введении инструкции в действие в срок не позднее чем за неделю извещаются профсоюзные комитеты.

Инструкции должны быть введены в действие только после обучения работников и до внедрения соответствую­щего технологического процесса или ввода в эксплуата­цию нового оборудования.

Каждой инструкции присваивается наименование и обозначение (регистрационный номер по предприятию). В наименовании указывается, для какой профессии или вида работ она предназначена (например, инструкция по охране труда для токаря, инструкция по охране труда при работе на высоте и т.п.).

Требования инструкции излагаются в соответствии с последовательностью технологических процессов и с уче­том условий, в которых выполняется эта работа.

Инструкция должна содержать следующие разделы:

♦ общие требования безопасности;

♦ требования безопасности перед началом работы;

♦ требования безопасности при выполнении работы;

♦ требования безопасности при аварийных ситуациях;

♦ требования безопасности по окончании работы.

В необходимых случаях в инструкцию могут вклю­чаться дополнительные разделы.

Текст инструкции должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Используемые в инструкции термины должны соответствовать общепри­нятой терминологии, а в случае применения специфиче­ских терминов приводят их определения с соответствую­щими пояснениями.

Инструкции подвергаются периодической проверке для определения их соответствия действующим требова­ниям охраны труда, при необходимости их пересмотра и внесения изменений. Проверка инструкций проводится не реже одного раза в пять лет, а инструкций для профес­сий и работ с повышенной опасностью - не реже одного ра­за в три года. Если в течение указанных сроков условия труда на предприятии и требования документов, исполь­зованных при составлении инструкции, не изменились, то приказом по предприятию действие инструкции продле­вается на следующий срок, о чем делается запись или ста­вится штамп «Пересмотрена» на первой странице инструк­ции, проставляется дата и подпись лица, ответственного за ее пересмотр.

До истечения сроков, указанных выше, инструкции пересматриваются в случаях:

♦ введения новых или пересмотра ранее действовав­ших правил и нормативов по охране труда;

♦ внедрения новой техники и технологии;

♦ возникновения аварийной ситуации или травмиро­вания работников, вызвавших необходимость изменения инструкции;

♦ изменения технологического процесса или условий работы, а также при применении новых видов оборудова­ния, материалов, аппаратуры и инструмента.

В последнем случае пересмотр инструкций производит­ся до введения изменений.

Порядок оформления, согласования и утверждения пе­ресмотренных инструкций такой же, как и вновь разрабо­танных.

Утвержденные инструкции регистрируются службой охраны труда предприятия в специальном журнале и выдаются руководителями подразделений под их личную рос­пись в журнале.

У руководителя: подразделения или службы должен храниться комплект действующих инструкций по охране труда по всем профессиям и видам работ в подразделении, а также перечень этих инструкций, утвержденный руководителем предприятия или его заместителем. У руково­дителя участка (мастера, прораба и т.д.) должен быть в на­личии утвержденный перечень и комплект действующих инструкций для работников всех профессий и по всем ви­дам выполняемых на данном участке работ.

Отмененные инструкции служба охраны труда пред­приятия изымает.

Инструкции выдаются работникам под роспись в лич­ной карточке инструктажа, либо вывешиваются на рабо­чих местах и участках, либо хранятся в определенном месте, доступном для работника.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы и направления государственной политики в области охраны | Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.