Предоставление прав интеллектуальной собственности организациям коллективного управления может также производиться с помощью доверенности, предоставляющей исключительное право осуществления определенных операций, выдаваемой членом организации с тем, чтобы она занималась управлением правами, остающимися в собственности членов организации.
Как указано в вышеупомянутом случае, доверитель после вычета отчислений, предусмотренных уставом, получит доход, полученный в результате использования произведения или исполнения. Закон РФ от 1993 года рекомендует этот тип организации.
Правопреемник, то есть организация коллективного управления, будет использовать уступленное произведение не для своей собственной выгоды, а в интересах уступившего лица, которое выражает свое согласие на передачу только при условии, что организация коллективного управления получает и передает этому лицу вознаграждения, полученные при использовании его произведения.
Особенности организаций коллективного управления имущественными правами в общем случае заслуживают того, чтобы общепринятые правила, установленные для обществ, были приспособлены к их специфичности для обеспечения их нормальной деятельности.
Эти общества организованы согласно общим правилам, существующим для обществ, управляемых на демократической основе, тем более что законодательные органы власти признают положительное значение этих организаций для жизни общества.
Общества должны быть доступными для всех владельцев прав, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Это четко предусматривается законом РФ от 1993 года.
Предмет деятельности общества должен быть установлен таким образом, чтобы не противопоставлять интересы его членов: избегать принятия в члены владельцев прав и пользователей этих владельцев прав; право голосования всех членов общества при назначении на ответственные должности; регулярное проведение общего собрания; участие всех членов в общем собрании; избрание правления общества и профессиональных комиссий; избрание бюро; выборы Президента.
Закон должен уточнить состав и функционирование руководящих органов обществ коллективного управления правами.
2.2. Функционирование организаций управления правами на коллективной основе
Эта глава касается в равной степени всех обществ гражданского типа, но организации коллективного управления правами интеллектуальной собственности относятся к специальной категории.
2.2.1. Отношения с членами организации
а) Участие в общем собрании
Все члены общества должны быть в состоянии участвовать в общем собрании.
• Повестка для участия в общем собрании.
Принимая во внимание большое число членов организации коллективного управления и в противоположность другим обществам, эти организации имеют право созывать своих членов с помощью объявления, опубликованного с определенным запасом времени до даты проведения собрания, в газетах, распространяемых в общенациональном масштабе и уполномоченных размещать законные объявления такого рода. Для обществ было бы слишком тяжелой и дорогостоящей задачей созывать своих членов, число которых часто достигает нескольких десятков тысяч, заказной корреспонденцией.
• Проведение общего собрания
На заседании общего собрания правление через своего президента представляет отчет о своей деятельности за отчетный годовой период, после чего собрание голосует за принятие или неодобрение этого отчета. Правление также избирается на общем собрании.
Для того чтобы учитывать профессиональные особенности некоторых членов организации по сравнению с новыми ее членами, произведения которых мало используются, некоторые законодательные системы допускают принятие большего или меньшего числа голосов в зависимости от профессиональных критериев. Эти положения характерны для авторских обществ во Франции.
б) Информирование членов организации
Законодательной властью часто предусматривается, что каждый член организации имеет право в установленных условиях получить доступ к информации о деятельности организации, осуществляемой в интересах ее членов, а именно: годовым расчетам, отчетам и т.д. Это четко предусматривается законом РФ.
в) Бухгалтер-ревизор
В то время как гражданские общества не обязаны иметь бухгалтера-ревизора, законодательствами некоторых государств для обеспечения защиты интересов членов организации, а также пользователей, предусмотрено назначение бухгалтера-ревизора, как это обычно делается в случае коммерческих организаций. Бухгалтер-ревизор осуществляет свои функции путем выполнения своих обычных профессиональных обязанностей.
2.2.2. Отношения с иностранными государствами
Во всех странах современного демократического и экономического режима существуют общества авторов с ограниченной компетенцией, включающей одну категорию репертуара (музыкальный, театральный, аудиовизуальный, визуальные формы искусства), или распространяющейся на несколько категорий.
Компетенция этих организаций является национальной. Однако распространение литературных и художественных произведений производится в международном масштабе и не задерживается государственными границами.
Организации авторов и артистов-исполнителей должны были предпринять действия для собственной защиты и осуществления представительства каждой категории творческой деятельности. Они заключили между собой договоры о взаимном представительстве согласно одной модели, установленной для авторов произведений организацией С18АС (Международная конфедерация обществ авторов и композиторов).
Каждая организация является участником нескольких десятков договоров о соответствующих представительских функциях.
Таким образом, она может предпринять действия и оказать защиту членам иностранных организаций, как она это делает для своих собственных членов. И каждый автор-член национальной организации может, таким образом, рассчитывать на защиту своих интересов за границей и получать вознаграждение за использование объекта своего права в случае воспроизведения (репродуцирования) или распространения своего произведения в других странах, Такая организация, действующая на договорной основе в международном масштабе, участвует в эффективной реализации главного принципа Бернской конвенции: национальный правоохранный режим распространяется на всех авторов, которые являются гражданами одной из стран-участниц Бернской конвенции.
2.2.3. Взаимоотношения с пользователями
а) Контракты с пользователями;
б) информирование пользователей;
в) гражданско-правовая защита прав;
г) присяжные агенты организаций коллективного управления;
д) полномочие организации подавать иск в судебные инстанции от имени своих членов.
Закон РФ от 1993 года содержит положения, регулирующие эту область, не наделяет инспекторов организаций коллективного управления правами присяжных агентов.
2.3 Взаимоотношения с органами государственной власти
Государство оценило необходимость защиты интересов авторов и артистов-исполнителей и обеспечения им возможности существования за счет результатов их профессиональной деятельности в сфере культуры в мире, в котором доминирующее значение все больше принадлежит новым технологиям.
Государство сознает общественно важную роль, выполняемую организациями коллективного управления. По этой причине законодательные органы власти предусматривают в новых областях приложения прав интеллектуальной собственности императивное участие организаций управления правами на коллективной основе в отношениях между пользователем и обладателем прав интеллектуальной собственности.
Так было и в случае принятия директив ЕЭС в таких областях, как право предоставления в прокат и аренды (1992 г.), передача средствами спутниковой связи и передача по кабелю (1993 г.), авторско-правовая охрана баз данных (1996 г.) и проекты права следования и информационного общества.
Законодательные системы государств-членов, которые приняли эти директивы, включают, как следствие, определенное обеспечение поддержки организаций коллективного управления правами, предусматривая условия учреждения, управления и функционирования.
Эти условия подтверждаются уведомлением о согласии, а их выполнение констатируется периодическим сбором информации и проведением контроля. Эти функции обеспечиваются государственными учреждениями: судебными инстанциями, министерствами, институтами. Таким образом, государство может освободить себя от прямого управления правами интеллектуальной собственности, что в некоторых случаях могло бы создать возможность ограничения свободы слова, и предоставить правообладателям и правопреемникам объективный контроль для создания для них определенной безопасности при отсутствии злоупотребления доминирующих ситуаций и в условиях транспарантности финансового законодательства этих общественно полезных организаций.
3. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Эта классификация может быть сделана на основании следующих точек зрения:
Степени партнерских отношений
Степени свободы, предоставленной членам организации, относительно сохранения сферы индивидуального управления
Определение объема деятельности организации управления правами на коллективной основе
Свободы принятия участия в отношениях с пользователями.
3.1. С точки зрения коллективизации
3.1. 1. Коллективное представительство
- Разрешение на основе индивидуального подхода (система категории театрального репертуара): расспросить о драматическом произведении автора, который устанавливает свои конкретные условия = эксклюзивность.
- а также система воспроизведения или визуальные виды искусства = прямое распространение.
Коллективное представление позволяет в рамках организации обеспечить индивидуальный подход в отношении управления правами, но Увеличивает стоимость реализации управления.
3.1.2. Полное управление правами (музыкальная сфера)
- Полная заранее обговоренная лицензия на весь репертуар.
- Распределение объема между правообладателями согласно системе кассы или программы.
3.1.3. Коллективная зашита прав (артисты-исполнители - переводчики - частные копии)
- Общая лицензия (равнозначное вознаграждение).
- Распределение не между отдельными владельцами использованных прав, а между всей массой членов организации.
3.2. С точки зрения свободы выбора среди правопреемников между формами индивидуального и коллективного управления (передача прав - наделение полномочиями)
3.2.1. Правообладатели могут свободно выбрать вступать или нет в организацию коллективного управления правами, хотя они практически не имеют другого выбора (Франция - SАСЕМ / SАСD - Представительские права).
3.2.3. Закон определяет единственную уполномоченную организацию (узаконенная монополия).
3.3. С точки зрения положения бенефициариев коллективного управления
3.3.1. Организация коллективного управления занимается только правами своих членов, а также правами иностранных организаций коллективного управления, которые предоставили им полномочия представления своих интересов на территории компетенции первой организации.
3.3.2. Законодательная власть может разрешить не членам организации обратиться к организации, чтобы получить причитающееся вознаграждение
- обширное коллективное управление как обязательное, так и не обязательное (Директива 1993 года в отношении спутниковой связи)
- коллективное управление не обязательное. Это предусматривается законом РФ от 1993 г.
3.3.3. Обширное коллективное управление без возможности отказа (вне организации невозможно заявить о своих правах в индивидуальном порядке).
3.4. С точки зрения свободы для общества коллективного управления устанавливать условия выдачи разрешений пользователям.
3.4.1. Свободные переговоры. Разрешение конфликта в гражданском суде.
3.4.2. Установление условий переговоров между организациями коллективного управления и организациями, представляющими пользователей:
• при необходимости утверждения органами государственной власти;
• в случае разногласий вмешательство специального суда по вопросам авторского права, который устанавливает условия.
3.4.3. Шкала ставок и условия установлены нормами закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На заре нового века в период развития новых технологий связи, направленных на то, чтобы создать всемирное общество моментальной передачи информации, можно подумать, что система управления правами на коллективной основе, зародившаяся 150 лет тому назад, изжила себя во Франции. При этом забывают, что она появилась в рамках опережающего законодательства для обеспечения условий распространения в международном масштабе музыкальных произведений, которые играют роль единственного международного языка немедленного взаимопонимания.
Поэтому логично и закономерно, что распространение этой характеристики на все сферы литературы, художественного творчества и информатики было связано с необходимостью системы защиты прав, сбора вознаграждений и их распределения между владельцами прав, оправдавшей себя за многие десятилетия, обеспечивая те же функции и принося те же удовлетворительные результаты.
Если вернуться к началу моего доклада, можно увидеть, что причины рождения и становления системы коллективного управления те же самые, а ее укрепленная надежность делает ее необходимой в условиях современного информационного общества 21-го века, для того, чтобы поддержать и сохранить сферу культуры во всем своем разнообразии при соблюдении уважения к ее создателям и творцам.
Иван Близнец,
кандидат юридических наук, профессор, действительный государственный советник 3 класса, заместитель руководителя Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности
КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ
Первые авторские общества, которые являлись не только профессиональными союзами авторов, но также боролись за признание прав авторов на произведения, были созданы во Франции.
Создание самого первого общества такого типа было тесно связано с именем Бомарше. Бомарше вел правовые битвы против театров, неохотно признававших имущественные и неимущественные права авторов. Все это привело к созданию первого такого общества в 1777 году - Бюро по драматическому законодательству, которое позднее трансформировалось в Общество драматических авторов и композиторов (SАСD).
Именно в 1777 году по инициативе Бомарше были созваны в Париже "Генеральные штаты драматического искусства". Собравшись обсудить конкретную финансовую проблему, двадцать два знаменитых писателя того времени сумели поднять дебаты до уровня коллективной защиты своих прав, назначили постоянных "уполномоченных", провели "забастовку пера" и положили начало французскому Обществу авторов музыкально-драматических произведений.
Более полувека спустя Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Виктор Гюго и другие французские писатели последовали примеру Бомарше и создали Общество литераторов (SGDL), первое заседание которого состоялось в конце 1837 года.
В 1838 году стараниями Оноре де Бальзака и Виктора Гюго было учреждено Общество французских литераторов. Общество собирало авторские гонорары только за публикации в прессе, но в те времена, когда жанр "романа с продолжением" процветал, этого было достаточно, чтобы обогатить многих авторов
Однако события (на одном из наших семинаров был приведен исторический случай, который лег в основу создания обществ по коллективному управлению правами), которые подтолкнули к созданию полностью развитой системы коллективного управления, произошли в 1847 году, когда два композитора Поль Энрион и Виктор Паризо, а также автор слов Эрнест Бурже, поддержанные их издателем, предприняли иск против кафе "Амбассодор" на Елисейских полях в Париже, где исполнялась музыка. Эти авторы посчитали вопиющей несправедливостью тот факт, что они должны платить за места и пищу в кафе, в то время когда никто не имел ни малейшего намерения платить за публичное исполнение их произведений оркестром. Авторы приняли логическое решение не платить, пока им не заплатят. Это дело в суде было выиграно и в результате владелец кафе выплатил им большое авторское вознаграждение. Данное судебное решение открыло новые возможности для композиторов и авторов текстов. Но они также поняли, что не смогут самостоятельно отслеживать использование своих произведений и реализовать свои права. Понимание этого привело к созданию в 1850 году общества по сбору гонорара - Общества авторов, композиторов и музыкальных издателей, первоначальной целью которого было обложение авторскими отчислениями каждого публичного исполнения музыкального произведения, которое вскоре было заменено ныне действующим Обществом авторов, композиторов и музыкальных издателей (SАСЕМ).
Именно "музыкальный сектор" оказался самым большим по своему охвату: сложный репертуар влечет необходимость коллективного управления правами. Такие исторические корни дают сегодня хорошие плоды. В настоящее время, например, французское Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (SАСЕМ) распределяет в год 2 млрд. 450 млн. франков между шестьюдесятью тысячами авторов текстов песен, композиторов и издателей (французов и иностранцев, авторов и их наследников) за использование 550 тыс. произведений. Общество распоряжается более чем пятью миллионами зарегистрированных музыкальных произведений (150 тыс. новых произведений ежегодно), сотрудничает с 540 тыс. дистрибьюторов, 200 тыс. из которых - постоянные пользователи (радио- и телевизионные станции, организаторы шоу-программ, концертных выступлений и дискотек).
В конце прошлого столетия и в течение первой декады нынешнего века подобные авторские организации (так называемые общества по управлению правами на публичное исполнение), были созданы практически во всех европейских и некоторых других странах. В июле 1926 года делегаты из 18 обществ образовали Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов (GESАС). Сегодня в эту международную Организацию входят как авторские общества, так и общества, управляющие правами на изобразительное искусства, аудиовизуальные произведения).
Авторские общества могут быть образованы с различными целями:
однако одной из основных и наиболее реальных причин создания такой организации является коллективное управление правами авторов.
В некоторых сферах культуры и информации (радио, телевидение, концертная деятельность и т.п.) количество используемых произведений различных авторов велико, а заключение индивидуальных договоров с каждым автором практически неосуществимо. Массовое использование объектов, охраняемых авторским правом, уже не может эффективно контролироваться силами индивидуальных правообладателей. Для отдельного автора практически невозможно проследить, когда какая теле- или радиовещательная организация передала произведение в эфир. В свою очередь, теле- или радиовещательные организации не имеют возможности заключать договоры с каждым автором на передачу их произведений в эфир. В таких областях применение закона возможно посредством коллективного управления авторскими правами и выплаты гонораров через авторские общества.
Смысл "коллективного управления" состоит в том, чтобы обеспечить имущественные права авторов в тех случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке оказывается затруднительным. Основной функцией коллективного управления является сбор и распределение авторских отчислений к равной выгоде всех членов соответствующих обществ. Дополнительными задачами являются: заключение договоров (выдача лицензий) и контроль за соблюдением их условий, борьба с нарушениями авторских прав, а также функции социального и культурного характера, которые существенно отличаются в различных странах (проявление "солидарности", организация социальной помощи нуждающимся авторам-профессионалам и начинающим авторам, помощь в обучении, выпуске и распространении произведений и т.д.).
Постепенно и везде по-разному, в зависимости от особенностей страны и ее культурной атмосферы, сеть авторских обществ распространилась по всему миру. В настоящее время Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (GESАС), штаб-квартира которой находится в Париже, объединяет 110 членов. Во многих странах создаются общества авторов в области изобразительного искусства. В отдельных случаях авторские общества широкого профиля имеют секцию живописи и графики (в Бельгии, Италии, Португалии). Положение авторов литературных, аудиовизуальных и театральных произведений в разных странах различно. Создаются организации по различным правам и различным категориям правообладателей. Таковы зарубежные авторско-правовые общества: польское ЗАИКС, французское SАСЕМ, японское ДЖАСРАК, английское ПИ-ЭР-ЭС, американские СЕСАК, АСКАП и Би-Эм-ЭЙ и др.
В каждой стране существуют свои принципы распределения сборов. Например, Закон США о частном копировании 1994 года предусматривает, что "сумма собранных средств распределяется между двумя фондами --фондом звукозаписи и музыкальным фондом. Фонд звукозаписи, бене-фициариями которого являются изготовители звукозаписей и исполнители, применяет лишь один критерий при распределении вознаграждения: продажа звукозаписей (как аналоговых, так и цифровых) на территории США. Музыкальный фонд, бенефициариями которого являются композиторы, поэты и музыкальные издатели, имеет два критерия: продажа музыкальных сочинений на территории США и трансляция музыкальных записей публике".
Как же обстоят дела с коллективным управлением у нас в России?
В России уже в 1874 году по инициативе драматурга А.Н. Островского было создано "Общество русских драматических писателей", преобразованное в 1875 году в "Общество русских драматических писателей и композиторов".
Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает создание системы реализации авторских и смежных прав, получившей название "системы коллективного управления имущественными правами". Смысл "коллективного управления" состоит в том, чтобы обеспечить имущественные права обладателей авторского права и смежных прав в тех случаях, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке оказывается невозможным либо затруднительным.
Реальная возможность создания общества по коллективному управлению появилась с ликвидацией государственной монополии в сфере авторских и смежных прав.
Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года с упразднением РАИС была прекращена монополия государства в лице ВААП, ГАИСП и РАИС (бывших государственных организаций, существовавших в СССР с 1973 года) на коллективное управление имущественными правами авторов. Правопреемником РАИС в отношении имущества и, с согласия сторон, по ранее заключенным договорам было признано Российское авторское общество (РАО), являющееся общественным объединением авторов и их правопреемников.
РАО (типичный пример любого западного общества) осуществляет управление имущественными правами авторов и их правопреемников на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование, тиражирование произведений декоративно-прикладного искусства в промышленности, воспроизведение аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений в личных целях и другие случаи). РАО "совершает любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которыми занимается Общество: предъявляет от своего имени в качестве представителя членов Общества судебные иски против любых физических и юридических лиц, ответственных за неправомерное использование произведения; участвует в гражданских процессах во всех судебных учреждениях" (пункт "д" части 5 Устава РАО). Основная деятельность РАО - это выдача пользователям лицензий на публичное исполнение произведений и распределение между авторами собранного авторского вознаграждения. Лицензии РАО предоставляются в форме лицензионных соглашений и содержат права и обязанности сторон. Постановлением Правительства Российской Федерации № 218 от 21 марта 1994 года утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений, однако его конкретный размер определяется в лицензионном соглашении, заключаемом РАО с пользователями.
Полномочия организаций, управляющих имущественными правами авторов, определяются уставом, а также договорами, которые заключаются как с авторами, так и с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами.
В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" в России авторами может быть создано неограниченное количество организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Такие организации могут выдавать лицензии на использование произведений и объектов смежных прав от имени всех авторов и правообладателей, в том числе и тех, кто не передал таких полномочий. Это привело к созданию в российских регионах неконтролируемых организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Бесконтрольная выдача лицензий от имени всех правообладателей привела в настоящее время к легализации части видео- и аудиопиратства.
Ситуация усугубляется тем, что РАО и прочие структуры подобного рода не "обслуживают" многие категории авторов. Журналистам, фотографам, кинодокументалистам в принципе некуда обратиться, чтобы хоть как-то защитить свои права.
Мы должны задать себе вопрос. Каковы все-таки основные задачи авторских обществ?
Основной задачей обществ, осуществляющих коллективное управление имущественными правами, являются сбор, распределение и выплата вознаграждения правообладателям. Дополнительные задачи: предоставление лицензий пользователям и контроль за соблюдением их условий, борьба с нарушениями, а также осуществление функций социального и культурного характера. Таким образом, общества, осуществляющие управление авторскими и смежными правами на коллективной основе, призваны осуществлять не только сбор и распределение вознаграждения за различные виды использования произведений, но и представительство интересов правообладателей, определенного рода "лоббистскую деятельность" и любые иные действия, для плодотворности которых необходимо, чтобы они были коллективными.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" правообладатели могут сами созда вать неограниченное число организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Допускается создание либо организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами. Такие организации могут выдавать лицензии на использование произведений и объектов смежных прав. Сбор, распределение и выплата вознаграждения правообладателям производятся в соответствии с соглашениями между организациями, осуществляющими коллективное управление имущественными правами.
Проблема коллективного управления авторскими правами заключается в том, что практически каждое общество считает возможным представлять всех правообладателей и требовать с пользователей соответствующих выплат. Законодательных препятствий для этого нет, поэтому отказ государства от своей координирующей роли приводит, с одной стороны, к росту мошенничества в этой сфере, а с другой стороны, к невозможности нормальной работы для обществ, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Государство в отношении таких организаций, несомненно, должно выполнять определенную координирующую функцию. Было бы целесообразным внести изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусмотрев лицензирование "деятельности по сбору авторских вознаграждений".
С появлением новых технологий область, в которой индивидуальное осуществление прав невозможно или, по крайней мере, непрактично, постоянно и быстро расширялась.
"В этих случаях время от времени возникала мысль о том, что, если исключительные права не могут быть осуществлены традиционным способом на индивидуальной основе, они должны быть либо вообще ликвидированы, либо сведены лишь к праву на получение вознаграждения. Однако это совершенно не оправдывает требования о том, что если право не может быть осуществлено способом, которым оно традиционно осуществлялось, то оно должно быть либо ликвидировано, либо значительным образом ограничено".
"Имеется гораздо более приемлемый способ, а именно коллективное управление исключительными правами".
"Несмотря на то, что в первую очередь система коллективного управления служит интересам обладателей авторских и смежных прав, она также дает преимущества и пользователям, которые таким образом могут получить доступ к необходимым им произведениям наиболее простым способом".
"Обычно ставки авторского вознаграждения и другие условия лицензирования являются предметом переговоров с пользователями".
Вот, что по этому вопросу говорил один из виднейших специалистов Арпад Богш: "Коллективное управление авторским правом и смежными правами становится все более и более важным способом осуществления этих прав в условиях чрезвычайно быстрого развития техники. Принимая во внимание его возрастающее значение, вопросам коллективного управления должно быть уделено больше внимания, как на международном, так и на национальном уровне. Необходимо выработать гарантии, которые применялись бы в целях правильного функционирования систем коллективного управления и дали бы уверенность в том, что эти системы не приведут к замаскированным принудительным лицензиям или к необоснованной коллективизации прав. В тех случаях, когда индивидуальное лицензирование не является практически достижимым, необходимо поощрять создание системы коллективного управления правами".