русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Копирайт Наименование (имени) Год первого выпуска


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1478; Нарушение авторских прав


Возникновение, реализация и защита авторского права и смежных прав

Соавторство

Субъекты авторского права и смежных прав.

Объекты авторского права и смежных прав, их классификация.

Все объекты авторского права является произведениями.

Серебровский: произведение - это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности авторов свое выражение в доступной для человеческого восприятия форме.

Признаки, которым должно соответствовать произведение:

1.Авторское право распространяется на произведения науки, литературы, искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и характеризуются новизной, неповторимостью, уникальностью.

2.Факт наличия самого произведения – объекта авторского права.

Перечень объектов авторского права (ст.7 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

Литературные (включая компьютерные программы), научные(статьи,монографии), драматические, хореографические, сценарные, музыкальные, аудиовизуальные (фильмы), произведения прикладного искусства, скульптура, живопись, графика, произведения архитектуры, градостроительства, садово-парковые, фотографические, географические,геологические и другие карты, планы, эскизы.

Производные произведения:

Переводы, обработки, рефераты, резюме, сборники, энциклопедии, базы данных.

3.Объективная форма, в которой существует произведение:

Объективные формы существования произведений:

Ø письменная (рукопись, машинопись, нотная запись);

Ø электронная (компьютерная программа, электронная база данных);

Ø звуко- и видеозапись (механическая, магнитная, цифровая,оптическая );

Ø изображение ( эскиз, картина, план, чертеж, видео- или фотокадр );



Ø объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение);

Ø другие формы.

 

4.Содержание – совокупность элементов, частей, кот. являются результатом творческой деятельности и м\б использованы самостоятельно.

Виды произведений:

Ø Обнародованные ( которые впервые обнародуются с согласия автора) и необнародованные (те, которые неприкасаемые и ни при каких условиях без согласия автора не м\б обнародованы);

Ø Опубликованные ( в обращении отдельные экземпляры с согласия автора) и неопубликованные;

Ø в зависимости от способа создания: самостоятельные (если форма произведения оригинальна, а содержание оригинально либо (полностью или частично) заимствовано и несамостоятельные (и форма, и содержание заимствованы.

Несамостоятельные произведения разделяются на:

- производные ( переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры и др. переработки произведений);

- сборники (составные произведения) — энциклопедии, ан­тологии, базы данных и другие составные произведения, представ­ляющие собой по подбору или порядку расположения материалов результат творческого труда.

Служебные объекты авторского права.Объект авторского права является служебным, если относится к области деятельности нанимателя, а деятельность работника по созданию произведения входит в круг его обязанностей, и при создании был использован опыт, техническое оснащение, денежные средства нанимателя. Личные неимущественные права (на авторство, на имя) принадлежат автору, а имущественные ( на воспроизводство, на распространение, на импорт, на сдачу в прокат) принадлежат нанимателю. Авто имеет право на вознаграждение, величина и особенности выплаты которого определяются договором между автором и нанимателем.

Объекты не охраняемые авторским правом

1)объекты, которые не являются результатом творческого труда: справочники, расписания движения, адресные книги. Вопрос о творчестве решается в суде;

2)авторское право не распространяется на идеи, процессы, открытия, системы, методы функционирования, концепции, принципы, информацию как таковую, даже если воплощены в произведении.

3) не являются охраняемыми в силу прямого указания Закона:

- произведения с истекшим сроком охраны;

- офиц. документы;

- гос. символы и знаки (большинство из них творческие и авторы известны);

- произведения народного творчества (произведения фольклора, анекдоты и т.д.).

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения;

2) фонограммы;

3) передачи кабельного и эфирного вещания;

4) постановки.

 

 

Субъекты авторского права - лица, которым при­надлежит субъективное авторское право в отношении произведе­ния.

Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного по­ложения, места создания и выпуска произведения в свет и т.д.

Иностранный гражданин может быть субъектом авторского права Республики Беларусь, если

  • его произведение впервые выпу­щено в свет на территории Республики Беларусь
  • не выпуще­но, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме.
  • в силу заключенных Республикой Беларусь соглашений и в пределах , ими установленных.

Субъектами авторского права являются

авторы,

наследники,

иные правопреемники и

РБ в целом.

Субъекты авторского права подразделяются на первоначальных и производных. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Следует отметить, что по ранее действовавшему законодательству субъектами первоначального авторского права могли быть и юридические лица.

Основания возникновения права на произведение :

У автора – момент создания

У наследников – вступление в наследство

У правопреемника – момент заключения договора

 

авторы- физические лица, творческим трудом которых создано произведение. Создание произведения - юридический поступок, поэтому авторские права могут возникать у любого лица независимо от его воли и возраста. Возраст создателя произведения значения не имеет. Известны многочисленные случаи, когда знаменитые писатели, художники страдали психическими заболеваниями (например, Н.В. Гоголь). Законодательство об авторском праве не содержит каких-либо ограничений для признания таких лиц авторами. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение единое целое или состоит из нескольких самостоятельных частей. Часть произведения имеет самостоятельное значение, если она м.б. использована независимо от других частей.

Виды соавторства:

Ø раздельное -выделить долю каждого из авторов невозможно, поэтому все авторы пользуются неделимым единым авт. правом в целом (напр., произведения Ильфа и Петрова);

Ø нераздельное соавторство - возникает на одно

Ø произведение, каждая часть которого выполнена отдельными авторами, и долю каждого можно определить - у авторов общее право, а также право на ту часть, которую он создал (при написании учебников часто разные главы пишутся разными авторами)..

Условия для возникновения соавторства:

n создание целостного совместного произведения;

n совместный творческий труд.

В качестве авторов или соавторов не признаются лица, организующие работу по созданию произведений, входящих в сложный объект в качестве элемента - продюсеры, издатели периодических изданий, энциклопедий и т.д.

В результате соавторства появляется несколько субъектов, наделенных авторским правом в отношении одного произведения. Такое произведение может быть использовано в силу соглашения, если нет - то через суд.Обладатель авторского права в произведении, созданном в соавторстве, имеет право использовать это произведение, а другие не могут ему помешать

 

Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять свои собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочный перевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания.

В случае нарушения авторского права переводчика последний, равно как и автор оригинального произведения, имеет право требовать восстановления нарушенного права , вплоть до запрещения выпуска или распространения произведения.

Аналогичные права возникают и в отношении авторов других производных произведений (переделок, аранжировок и т.д.). Это обусловлено тем, что и переводчик, и другие переработчики при создании своих произведений используют элементы формы других ранее созданных произведений. Переработчик пользуется авторским правом на созданное такого рода произведение при условии соблюдения им авторских прав на произведение, подвергшееся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Таким образом, при отсутствии согласия автора оригинала на перевод или иную переработку произведения авторское право у переводчика или иного переработчика все равно возникает, однако реализовать его они не могут (например, заключать договоры на использование). Наличие авторского права переводчиков и авторов других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переработки одних и тех же произведений.

Ø Правопреемники- физические и юри­дические лица, которые не участвуют в создании произведе­ний литературы, науки, искусства, но обладают определен­ным объемом авторских правомочий по использованию про­изведений в результате наследования или действия опреде­ленных, заключенных с автором договоров на использование его произведения. Правопреемниками становятся наследники, государство, юридические лица (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения,

Ø .Наследники.

Наследники автора становятся субъектами авторского права после смерти автора (по закону, по завещанию).

Особенность наследования – переходят не все авторские права, а только часть.

Переходят по наследству:

1) Способ обозначения имени автора под произведением

2) На обнародование

3) На опубликование

4) Отзыв произведения.

Не переходят: Ст.1033 ГК: в состав наследства не входят права и обязанности, непосредственно связанные с личностью наследодателя.

1) право авторства;

2) право на имя;

3) право на защиту репутации. НО наследники вправе осуществлять защиту этих прав.

Правомочия наследников по защите личных неимущественных прав наследодателя не являются их личными правами, а являются способом охраны культурных ценностей.

Юридические лица как субъекты авторского права.

Законодательство закрепляет авторское пра­во за юридическими лицами в случаях и пределах, специально ус­тановленных законодательством (издатели энциклопедий, газет, журналов; телестудии). О правах юридических лиц можно говорить тогда, когда оно совершает действия творческого характера с уже созданными произведениями.

Права юридических лиц определены в Законе как исключительные в отношении:

n энциклопедий, энциклопедических словарей; сборники научных трудов; газеты, журналы, другие периодические издания.

Лицу, выпускающему вышеперечисленное, принадлежат исключительные права на использование такого издания в целом. Это лицо имеет право при любом использовании такого произведения указывать свое наименование или требовать такого указания. Юридическому лицу, при организационном, финансовом, техническом участии которого создавалось произведение - принадлежат исключительные имущественные права.

Особым образом законодатель выделяет субъектов авторского права на аудиовизуальные произведения, под которыми понимаются произведения, воспринимаемые одновременно с помощью слуха (лат. audio - слушаю) и зрения (лат. video - вижу). Такие произведения состоят из серии связанных между собой кадров (кинофильмы, телефильмы и т.д.). авторами таких произведений являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения с текстом или без текста, специально созданного для этого произведения.Закон предполагается заключение между авторами произведения и производителем договора, по которому имущественные права переходят к производителю. Любые из своих имущественных прав авторы могут передавать полностью или частично, как на исключительной основе ( с 1 редакцией), так и нет, как на определенный срок, так и на неопределенный.

Субъекты смежных прав

Исполнители-лица, связанные с исполнением авторских произведений(артисты, режиссеры, постановщики). За ними признается и охраняются как личные неимущественные (право на имя), так и имущественные права(на использование исполнения, вознаграждение за исполнение).

 

Производители фонограмм – физические и юридические лица, взявшие на себя обязательство и ответственность за первую звукозапись исполнения или иных звуков (звуковой эффект)

Их деятельность носит не только творческий, но и технический характер.Им принадлежат права

1. Исключительное право на использование фонограмм

2. Воспроизведение

3. Распространение

4. Переделку или иную переработку

 

Организации эфирного и кабельного вещания – радио, телевидение, организации, занимающиеся распространением звука и изображения средствами беспроволочной связи (эфирное, спутниковое вещание) или посредством кабеля (кабельное). Они не создают творческих произведений в отличие от производителей фонограмм, а осуществляют их использование путем передачи в эфир.

  • Для возникновения авторского права в отношении произве­дения не требуется выполнять какие-либо дополнительные действия, которые Закон называет «формальностями»; принцип автомати­ческой охраны (в силу факта создания) отличает авторское право от права промышленной собственности;
  • принцип автоматического предоставления правовой ох­раны, положенный в основу авторского права, обусловлен особен­ностями самого объекта охраны, т.к. авторское право ох­раняет форму, то такой специальной экспертизы, которая необходи­ма для объектов промышленной собственности, объективно не требуется;
  • для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права.

Знак охраны авторского права состоит из трех элементов:

• латинской буквы «С» в окружности;

• имени (наименования) обладателя исключительных иму­щ. прав;

• года первого опубликования произведения.

Например,© Корпорация Рога и Копыта, 2004

(Copyright) правообладателя программы

назначение знака охраны авторского права состоит в предоставлении инфор­мации о том, кому принадлежат исключительные права на исполь­зование данного произведения. Использование или не использование знака охраны не влечет каких-либо правовых последствий.

Историческая справка.

Появление знака охраны авторского права в отечественной юриспруденции связано с присоединением СССР в 1973 г. к Все­мирной конвенции об авторском праве.

3 июля 1989 г - инструкция «О порядке проставления знака охраны авторского права на про­изведениях науки, литературы и искусства, издаваемых в СССР», утвержденная приказом Госкомпечати СССР № 212 : знак охраны авторского права должен был проставляться на всех изданиях, содержащих охраняемые авторским правом про­изведения. Многолетняя практика обязательного проставления знака охраны авторского права привела к тому, что указание зна­ка охраны авторского права стали воспринимать как обязатель­ное условие предоставления охраны произведению.

 

  • В отношении авторского права действует территориальный принцип охраны, который заключается в том, что авторское право на произведение, возникшее на территории одного государства, будет признаваться на территории другого государства при наличии международных соглашений (двусторонних и многосторонних).

Авторские права: 2 категории

1) личные неимущественные права (ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

§ право авторства (признаваться автором произведения);

§ право на имя (право использовать или разрешать использо­вать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно);

§ право на обнародование (право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв);

§ право на защиту репутации (право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягатель­ства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора);

§ право на опубликование.

Личные неимущественные права не отчуждаемы, принадлежат автору неза­висимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в слу­чае уступки исключительных прав на использование произведения.

2) имущественные права- исключительные права на использование произведения:

§ воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

§ распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);

§ импортировать экземпляры произведения в целях распрос­транения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения об­ладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

§ публично показывать произведение (право на публич­ный показ);

§ публично исполнять произведение (право на публичное ис­полнение);

§ сообщать произведение (включая показ, исполнение или пе­редачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

§ сообщать произведение (включая показ, исполнение или пе­редачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

§ переводить произведение (право на перевод);

§ переделывать, аранжировать или другим образом перера­батывать произведение (право на переработку).

 

 

Произведение- не материальный объект, но на материальном носителе. Авторское право на произведение сохраняется, даже если носитель утрачен. Это имеет значение, например, при сохранении копии. Авторское право не связано с правом собственности на носитель, поэтому переход права собственности на материальный объект, в котором выражено произведение не влечет переход авторского права.

Сроки охраны авторских прав

Право авторства ; право на имя и право на защиту репутации автора (личные неимущественные права) охраняются бессрочно.

Особенность имущественных авторских прав: действие ограничено во времени.

ü Имущественные права, а также право на обнародование действуют в течение жизни автора + 50 лет после смерти,

ü на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других со­авторов.

ü произведения, выпущенные в свет анонимно или под псевдонимом, охраняются в течение 50 лет с момента опуб­ликования

ü при отсутствии правомерного опубликования произведения в течение 50 лет с момента его создания срок охраны составляет 50 лет с момента первого доведения про­изведения до всеобщего сведения с согласия автора в фор­ме иной, чем опубликование.

§ До 1996 года срок охраны имущественных авторских прав составлял 25 лет;

§ в большинстве европейских стран (включая РФ) имущественные права авторов охраняются в течение 70 лет после их смерти.

 

Ограничение имущественных прав авторов

ü использование произведения без согласия автора и без вы­платы авторского вознаграждения допускается, но с обязательным указанием автора произведения и источника возникновения;

ü цитирование в научных, исследовательских, учебных, кри­тических и информационных целях отрывков из правомерно опубли­кованных произведений в объеме, определенном целью цитирования;

ü использование отрывков из правомерно опубликованных про­изведений в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, опре­деленном поставленной целью;

ü воспроизведение в газетах, сообщение для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах в журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и другим вопросам в случае, когда такие воспроизведение, сообщение для все­го сведения не были специально запрещены автором;

 

Защита авторского права и смежных прав – это совокупность мер, направленных на восстановление этих прав при их нарушении или признание их при оспаривании.

2 формы защиты:

1. Юрисдикционная (судебная и административная)

2. Неюрисдикционная(самозащита)

Подробнее об этом – в отдельной теме

 

Защита авторского права в сети Интернет

Активное использование сети Интернет в Беларуси восходит к началу 90-х годов. В настоящее время в нашей стране она насчитывает несколько миллионов пользователей.

Основная цель Интернета заключается в обмене информацией. Особенностью сети является так называемая трансграничность, т.е. отсутствие каких-либо государственных границ, которые могли бы воспрепятствовать использованию Интернета в любой точке земного шара. Доступ в Интернет обеспечивают так называемые провайдеры, т.е. организации, имеющие в собственности специальное оборудование (серверы), позволяющее публиковать информацию в Интернете. Информация размещается на сайтах, имеющих свой адрес и дополнительное доменное имя.

С момента зарождения Интернета возникла проблема правовой охраны произведений, которые активно используются при обмене информацией. Речь идет прежде всего о несанкционированном воспроизведении в Интернете охраняемых авторским правом произведений. В первую очередь незаконно воспроизводятся литературные произведения, однако в последнее время все чаще используются и музыкальные произведения. Так, развитие техники достигло такого уровня, что пользователь компьютера с записывающим дисководом получает возможность записывать, а также стирать и перезаписывать фонограммы на компьютерные компакт-диски с последующим их воспроизведением на любых бытовых устройствах (формат МР 3).

Следует отметить, что действующее законодательство оказалось не готово к регулированию нового явления. Существующее разнообразие подходов, связанных с решением правовых проблем использования произведений в Интернете, обобщенно сводится к трем основным:

- охрана авторских и смежных прав в Интернете нецелесообразна вообще;

- охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными правовыми способами невозможна. В связи с этим необходимо создать принципиально новый правовой аппарат для решения проблемы;

- охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными способами необходима и возможна путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Возникают также споры о том, можно ли рассматривать Интернет как средство массовой информации в чистом виде.

Попытки правового регулирования сети Интернет делались и на международном уровне. Так, в 1996 г. в Женеве под эгидой ВОИС были заключены два международных договора:

Договор ВОИС по авторскому праву , касающийся охраны прав авторов литературных и художественных произведений;

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

В обоих договорах говорится об обеспечении правообладателям возможности контроля за публичным распространением их произведений в Интернете. В них особо подчеркивается, что право на воспроизведение полностью применимо к обмену информацией в цифровом виде, а также говорится о необходимости разработки технических мер, направленных на охрану произведений от незаконного использования в Интернете.

Вместе с тем отдельные исследователи проблемы полагают, что ввиду невозможности контролировать использование произведения в Интернете решение проблемы лежит в том, чтобы заранее включать авторский гонорар за такое использование в стоимость компьютерного оборудования либо в тарифы за пользование Интернетом <*>.

Отсутствие должного правового регулирования этого вопроса ведет к появлению судебных споров. Делаются попытки бороться с неправомерным использованием в Интернете музыкальных произведений. В качестве примера можно назвать судебный иск крупнейших студий звукозаписи против компании "Напстер", на сайте которой посетители обменивались музыкальными файлами. По решению суда сайт был закрыт.

Целям противодействия незаконному использованию в Интернете произведений служит специальные организации по коллективному управлению имущественными правами авторов и обладателей смежных прав.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип автоматической охраны. | Понятие, принципы, объекты и субъекты и правовая охрана промышленной собственности.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.196 сек.