Понятие, принципы и источники авторского права и смежных прав.
Возникновение, реализация и защита авторских и смежных прав.
Субъекты авторского права и смежных прав.
Объекты авторского права и смежных прав, их классификация.
Понятие, принципы и источники авторского права и смежных прав.
План.
5.Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе.
6.Авторский договор: понятие, содержание, виды.
Нормативные правовые акты:
1.Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г.
2.Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.1961 г.
3. «Об авторском праве и смежных правах» : Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г., № 370-ХП // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь 1998. - № 31-32. - Ст. 472 ; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003. - № 8. - 2/932.
4.Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву от 20.12.1996 г.
5. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву по исполнителям и фонограммам от 20.12.1996 г.
Литература:
1. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. Международная охрана произведений литературы и науки. - М.: Наука, 1973.
2. Гражданское право: В 2 ч. Ч. 2: Учебник / Под общ. ред. проф. В.Ф.Чигира. - Мн.: Амалфея, 2002.
3. Интеллектуальная собственность: В 2 кн. Кн. 1. Авторское право и смежные права / Сост. и коммент. И.В, Попова; Под ред. Чигира В.Ф. -Мн.: Амалфея. 1997.
4. Калягин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра, 2000
5. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн.. / Отв. ред. В.Ф.Чигир. - Мн.: Амалфея, 1999. (Комментарий к разделу V «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (Интеллектуальная собственность)» Гражданского Кодекса).
7. Лосев С.С.Управление имущественными авторскими правами в Беларуси//Юрист.-2003.-№7.-с.8-11.
8. Панкеев, И. А. Авторское право: курс лекций / И. А. Панкеев. - М.: ВК, 2005.
9.Сергеев А.П. Авторское право России. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994.
10. Судариков С.А. Комментарий к закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». - Мн.: Амалфея, 2000.
11. Чернышева С.А. Авторский договор. – М., 1996.
Понятие авторское право употребляется в 2 значениях:
1) в объективном смысле – это система норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, использованием, защитой права на произведения науки, литературы, искусства.
2) в субъективном смысле - это имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства и иным субъектам авторского права.
Термин " авторское право " не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как "правообладатель на произведение", которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если произведение издано, правообладатель указывается на титульном листе издания или на обороте титульного листа под знаком C.
Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересы общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой культуры.
Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно, на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права , и в первую очередь положения обязательственного права , регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы, как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора, и т.п. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территории и сроке использования.
Англо-саксонское авторское право
АНГЛИЯ
o имущественное авторское право появилось вместе с привилегиями на издание книг;
o 1710 год - первый в мире закон об авторском праве Статут королевы Анны ( Акт о поощрении просвещения):
ü вместо выдаваемых издателям привилегий устанавливалась правовая охрана изданных книг от перепечатывания. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение на 14 лет с момента опубликования и регистрации произведения. Этот срок мог быть продлен еще на 14 лет при жизни автора уже в его пользу.
ü англо-саксонская доктрина авторского права не признавала имущественных прав автора до истечения 14-летнего срока после опубликования произведения. Никакие личные неимущественные права также не признавались.
ü обязательным условием возникновения прав на произведение являлась его регистрация в специальной организации.
ü все свои права автор мог уступить любому иному лицу. По истечении указанных выше сроков авторское право на произведение прекращалось и оно становилось общественным достоянием.
o 1842 год - срок действия авторского права был расширен на всю жизнь автора и на 7 лет после его смерти, а закон 1899 года расширил срок действия на 30 лет после смерти автора.
o 1912 год- закон об авторском праве отменил формальности (впоследствии этот закон был изменен в 1957 году).
o с 1 августа 1988 года – вступил в силу закон, который впервые признал личные неимущественные права авторов — право авторства и право на защиту репутации автора.
США
1790 год - Закон США «Об авторском праве» (в основном соответствовал Статуту королевы Анны.)
ü Главный принцип первого Закона США «Об авторском праве» был реализацией положения Конституции США 1787 года (статья I, раздел 8), в соответствии с которой Конгрессу предоставлялось право «содействовать научному прогрессу и полезным искусствам посредством предоставления на ограниченное время авторам и изобретателям исключительного права на их произведения и изобретения соответственно».
1909 год - Закон США «Об авторском праве» устанавливал требование об обязательной регистрации и депонировании экземпляров любых произведений. Авторское право возникало не с момента создания произведения, а с момента его регистрации (принцип выполнения определенных формальностей)
1989 год - после вступления США в члены Бернского Союза в содержание Закона США «Об авторском праве» было изменено для соответствия нормам Бернской конвенции, которые запрещали осуществление каких-либо формальностей (регистрации и депонирования) для возникновения авторского права.
28 октября 1998 года - Закон «Об авторском праве цифрового тысячелетия».
Романское авторское право
Франция
o Авторское право призналось естественным правом человека в Декрете о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений 1791 года и в Декрете о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков 1793 года.
ü Декретами запрещалась перепечатка или воспроизведение произведений литературы и искусства в течение всей жизни автора, а наследники и другие правопреемники могли пользоваться авторским правом в течение 10 лет после смерти автора.
ü незаконное издание произведений было признано наказуемым преступлением.
o Концепция французского авторской права ввела принцип автоматической охраны - авторское право возникает с момента создания произведения, а не с момента его регистрации и вне зависимости от того, было ли произведение опубликовано, обнародовано, доведено до всеобщего сведения.
o 1 апреля 1997 года - Кодекс Франции «Об интеллектуальной собственности»: срок охраны авторских прав увеличен до 70 лет после смерти автора введены новые нормы в отношении компьютерных про грамм и проката произведений.
Российское авторское право (дооктябрьский период)
Особенности развития законодательства в области ИС в Российской империи:
1) более позднее развитие законодательства: в силу исторических причин издание книг до конца 18 века было гос.монополией –не было конкуренции и не требовалось охранять авторские права;
2) тесная связь с цензурным законодательством (лишь с 1877 г перенесено в гражданское законодательство)
§ 1828 год – первый Закон Российской империи «Об авторском праве» (утверждение Цензурного устава, который содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг»): сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок действия авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики».
§ 1830 год – Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей;
§ 1845 году — Правила о музыкальной собственности;
§ 1846 — Положение о собственности художественной;
§ с 1887 года все нормы авторского права перенесены в Свод Законов Российской империи в приложение к ст. 420, которая включала Постановления о праве собственности наук и словесности, о праве художественной собственности, о праве музыкальной собственности1;
§ 20 марта 1911 года – последний Закон Российской империи «Об авторском праве»:
ü распространил авторское право на географические, топологические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические и фотографические и подобные им произведения;
ü некоторых отношениях не следовал международной практике, в частности, он допускал свободный перевод зарубежных произведений, не ставил под охрану кинематографические произведения и т.д.
Советское авторское право
22 декабря 1917 года - Декрет ВЦИК»О гос.издательстве »;
§ 26 ноября 1918 года - декрет СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях».
ü декрет по существу ликвидировал имущественные права авторов;
ü любое произведение могло быть признано достоянием республики;
ü в случае смерти автора его нуждающиеся и трудоспособные родственники имели право на получение материальной помощи через губернские отделы социального обеспечения в размере прожиточного уровня.
§ 1919 год - на основании Декрета «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» в у были признаны достоянием РСФСР все произведения 17 русских авторов (произведения А.Бородина, П.Чайковского, М.Мусоргского, П.Римского-Корсакова, А.Скрябина, А.Рубинштейна).
§ 1923 год - национализированы произведения еще 47 русских авторов ( произведения Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.П.Чехова). В постановлении заявлялось, что «наследники произведений национализированных авторов вознаграждаются согласно существующим законам».
§ 1925 год - достоянием РСФСР были признаны все переводы на русский язык произведений Э.Синклера и все произведения Г.В.Плеханова.
§ 1925 год - первый советский закон об авторском праве: срок действия авторского права не был даже пожизненным и составлял 25 лет с момента опубликования произведения.
§ 1928 год - срок действия авторского права стал пожизненным и еще в течение 15 лет после смерти автора , не считался нарушением авторского права перевод чужого произведения, его использование для создания нового произведения . Закон «Об авторском праве» 1928 года просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.
§ в Основы гражданского законодательства СССР 1961 года и гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов. Авторское право стало действовать в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Однако в целом нормы советского законодательства по уровню и объему охраны уступали Закону Российской империи «Об авторском праве» от 20 марта 1911 года.
Источники авторского права и смежных прав Республики Беларусь:
n Конституция Республики Беларусь (ст.51);
n Гражданский кодекс Республики Беларусь (глава 61);
n законы Республики Беларусь
ü закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" от 16.05.96N 370-XIII (в редакции Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З);
ü закон Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» от 10.05.1999г.;
n постановления Совета Министров, которыми определяются минимальные ставки авторского вознаграждения;
n другие.
Международные конвенции в области авторского права и смежных прав:
ü Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. Бернская конвенция установила минимальный срок охраны, который составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти. Указанный срок подлежит обязательному применению в странах-участницах.
ü Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952г.;
ü Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) от 26.10.1961г.;
ü Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Конвенция по фонограммам) от 29.10.1971г.;
ü Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) от 20.12.1996г.;
ü Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) от 20.12.1996 г.
Первым крупным международно-правовым соглашением, в котором участвовала наша страна, явилась Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, к которой СССР присоединился 27 мая 1973 г. В соответствии с Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств - участников Конвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, охраняются в любом другом государстве - участнике Конвенции так же, как и произведения его граждан. Произведения, не выпущенные в свет, соответственно пользуются той охраной, которую это государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Всемирная конвенция не имеет обратной силы, т.е. предоставляет конвенционную охрану тем произведениям иностранных авторов, которые были опубликованы после вступления в силу Конвенции для присоединившейся страны. Все произведения, опубликованные до указанной даты, охране не подлежат.
Конвенция дает примерный перечень охраняемых произведений. Действие Всемирной конвенции распространяется также на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство имеет право предоставлять одинаковую авторско-правовую охрану всем лицам, постоянно проживающим на территории данного государства.
Всемирная конвенция установила исключительное право автора на перевод, определила минимальный срок охраны авторского права , который не может быть менее жизни автора и 25 лет после его смерти. В остальном применяется принцип национального режима, который состоит в том, что в соответствии со ст. II Конвенции граждане любого договаривающегося государства пользуются в отношении своих произведений, впервые выпущенных на территории своего государства, правовой охраной в любом другом договаривающемся государстве наравне с его гражданами.
Принципы авторского права
1) принцип свободы творчества: конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства;
2) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества: состоит в разрешении использования произведения автора для удовлетворения личных потребностей (законодательно предусматривается возможность использования без согласия автора и уплаты ему авторского вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения;
3) принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений.Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы, искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования;
4)принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов: нормы права устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, обеспечивают защиту нарушенных авторских прав;
5)принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора : личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие;
Сфера действия авторского права имеет широкие границы.Ст.5 Закона «Об авторском праве и смежных правах» от 11.08.98 (новая редакция): авторское право распространяется на произведения науки, литературы, искусства как обнародованные, так и не обнародованные, но выраженные в какой-либо объективной форме независимо от назначения и достоинства.
Положения Закона «Об авторском праве и смежных правах» применяются к:
Ø произведениям, авторы которых являются гражданами Республики Беларусь или постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не зависимо от места их первого опубликования;
Ø произведениям, впервые опубликованным либо находящимся на территории Республики Беларусь, не зависимо от гражданства или постоянного места проживания их авторов;
Ø другим произведениям, охраняемым на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
Ø произведения также считаются впервые опубликованными на территории Республики Беларусь, если в течение 30 дней после даты его первого опубликования за пределами Республики Беларусь оно было опубликовано и на территории Республики Беларусь.
Смежные права
К ним относятся:
· Права исполнителей
· Права производителей фонограмм
· Права организаций эфирного и кабельного вещания
Особенности смежных прав:
1. Их производность и зависимость от авторских прав
2. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдение каких – либо формальностей
Смежные права порождает сам факт создания (звукозапись)