В бюджетных учреждениях объем оказанных услуг определяется как койко-дни в здравоохранении, количество учащихся – в образовании.
Таким образом, уровень изменения фондоотдачи свидетельствует об интенсивности потребления НФА в бюджетном учреждении.
Анализ материальных запасов проводится по группам материальных запасов и в целом. Выделяют 6 групп:
· медикаменты и перевязочные средства
· продукты питания
· горюче смазочные материалы
· строительные материалы
· прочие материальные запасы
· готовая продукция
В процессе анализа материальных запасов проводятся:
· анализ структуры материальных запасов;
· анализ обеспеченности материальными запасами учреждения;
· анализ движения;
· анализ эффективности использования;
· анализ соблюдения норм расходов материальных запасов.
Источником информации служит баланс, пояснительная записка, в частности таблица №14. По разным типам бюджетных учреждений направление анализа материальных запасов могут быть различными.
Анализ структуры МЗ определяется путем определения удельного веса отдельных групп МЗ к общей стоимости израсходованных материалов за год.
Анализ движения материальных ценностей производится общая характеристика движения материалов (увеличение или уменьшение остатков), сопоставление сумм остатков с израсходованными материалами на нужды учреждения за год.
Изменение остатков МЗ происходит в результате их движения (поступление и выбытие), поэтому необходимо осуществить оценку источников поступления и направлений выбытий материалов. Остатки материалов могут увеличиваться за счет приобретения (основной источник), безвозмездного поступления, оприходование излишков, выявленных в результате инвентаризации, оприходование материалов полученных от ликвидации основных средств, перевод ценностей из других групп. Уменьшение соответственно: расходование ( основное направление) на нужды учреждения, выбытие вследствие недостач, безвозмездная передача , реализация.
Анализ движения МЦ может быть произведено по номенклатурным группам или по отдельным видам МЗ.
Проанализировать структуру и движение МЗ тыс. руб.
Материалы
Израсходовано за год
Остаток на начало года
Остаток на конец года
Остаток на конец года к расходам. (%)
отклонение
в рублях
в %
Медикаменты и перевязочные средства
в т.ч.
фитопрепараты
3981,90
1204,8
материалы для стоматологии и протезирования
7105,6
922,9
1363,2
Продукты питания
73146,7
4467,4
4539,0
ГСМ
41958,6
3780,4
Всего
В процессе анализа обеспеченности МЗ дается оценка выполнения плана снабжения по составу и объему. Для этого сопоставляется фактический объем поступивших МЦ с потребностями в них в разрезе отдельных видов материалов. В процессе анализа определяется уровень материалопотребления. Рост материалопотребления может быть связан с уменьшением качества обслуживания контингента, изменение объема услуг.
Материалопотребление определяется путем деления израсходованной стоимости материалов за год на одну расчетную единицу. При этом используется метод сопоставления данных на начало и конец года за разные отчетные периоды.
Тема № 5:
Анализ дебиторской и кредиторской задолжности.
Исполнение сметы связано с осуществлением расходов с поставщиками, подрядчиками и работниками. Операции по расчетам должны быть законченными на конец года, так как смета планируется на год. Все незаконченные к концу года расчеты расцениваются как нарушение права исполнения сметы. При анализе состояния расчетов необходимо учитывать сроки исковой давности для взыскания задолженности (3 года).
В качестве источников анализа используются баланс исполнения бюджета, пояснительная записка к отчету (таблица №16) , отчет о финансовых результатах деятельности. В отчете показывается разница между суммой увеличения дебиторской задолженности и суммой уменьшения дебиторской задолженности по соответствующим счетам расчетов (счет 0 205 00 000 « Расчеты с дебиторами по доходам», 0 206 00 000 « Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам» и др.)
В процессе анализа осуществляется сверка данных представленных в отчете и пояснительной записке. При изменении задолженности обращают внимание на ее реальность. В процессе анализа проверяется законность образования задолженности, ее состояние по сравнению с началом года, ее состояние на конец года (положительной рассматривается тенденция к снижению), состав, сроки образования.
Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывается с баланса на уменьшение дохода (финансовый результат: разница между операциями уваливающих стоимость чистых активов и операций уменьшающих стоимость чистых активов). Дебиторская задолженность, списанная в течение 5 лет, должна учитываться за балансом.
Вывод: дебиторская задолженность – это отрицательный фактор, и ее наличие хуже, чем наличие кредиторской задолженности.
Дополнительно:
Анализ обязательств.
В своей деятельности бюджетные учреждения производят расчетные операции с др. учреждениями, предприятиями, организациями, с бюджетом, рабочими и служащими, поэтому возникают взаимные расчеты, которые могут быть не закончены к концу отчетного периода. В связи с эти в учреждении будет числиться на балансе дебиторская и кредиторская задолженности.
Анализируются данные баланса ф 0503130 в разрезе Д и К задолженностей по составу, структуре. Также изучается расшифровка ее состояния и объяснение возникшей задолженности по ф. 0503160 «Пояснительная записка».
Изменение в структуре Д задолженности и ее увеличение в конце года по сравнению с началом говорит об ухудшении состояния доходной части соответствующего бюджета. Т.е. нам, в бюджет средства должники не возвращают за оказанные нами услуги. Следовательно, суммы к распределению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделяемые получателям бюджетных средств финансовым органом могут быть не в полном объеме сформированы на едином счете бюджета. Возникает необходимость привлекать источники финансирования дефицита бюджета А бюджетными средствами при этом пользуются наши должники.
После общего ознакомления с составом, структурой и изменением дебиторской задолженности необходимо дать ее оценку с точки зрения реальной стоимости, т.к. она может быть взыскана не вся. Бухгалтерский риск состоит в том, что прошлый опыт может быть неадекватной мерой будущего убытка или текущие условия могут быть учтены только частично. В результате убытки могут быть существенными. Аналитику необходимо знать реальность и правильность оформления и определения вероятности возврата Д задолженности.
Расчет % невозврата долгов производится по средним данным за несколько лет. Однако его нельзя распространять на изучаемый период механически. Следует учитывать реальные условия, например наметившуюся тенденцию роста процента невозврата.
В процессе анализа важным является изучение качества и ликвидности Д задолженности. Под качеством понимается вероятность получения этой задолженности в полной сумме. Ее показателем является срок образования задолженности. Чем продолжительнее срок от начала образования задолженности, тем меньше вероятность ее востребования. Срок исковой давности устанавливается в три года для всех юр. и физ. лиц
К задолженность учреждения представляет собой различные формы привлечения в оборот денежных средств других учреждений и организаций. Для подтверждения достоверности информации о К задолженности по видам и срокам изучаются договоры, точность записей в долговых обязательствах и сведений об уплате. Важно не допускать просрочки платежей, поскольку это приводит как к штрафным санкциям, так и к подрыву деловых отношений.
В процессе анализа учитывается наличие задолженности по каждому виду расчетов на отчетную дату, ее изменение в сравнении с началом отчетного периода, т.е. изучается состав и структура К задолженности.
После изучения состава, структуры и изменения задолженностей необходимо провести их сравнительный анализ на конец года с целью определения превышения одной над другой и для определения наличия мобилизации или иммобилизации бюджетных средств. Если Д задолженность выше К,то такая ситуация влечет за собой ухудшение финансового положения. В этом случае необходимо усилить контроль за образованием и истребованием Д задолженности в сроки, установленные законодательством.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Проследить тенденцию изменения задолженности, проверить реальность возникновения задолженности.
Показатели
На начало года
На конец года
Отклонение
Дебиторы:
Кредиторы:
Тема № 6:
Анализ отчета об исполнении бюджета ф 0503127.
Бюджетные учреждения производят свои расходы в строгом соответствии с утвержденной сметой. Учет расходов и составление отчетности осуществляется в разрезе показателей сметы. Аналогично осуществляется анализ расходов, утвержденных сметой и исполненных в отчетном году.
В процессе анализа рассматриваются источники образования средств (доходы) и направление, состав и структуру расходов. Материалы, используемые при анализе сметы, баланс и отчет об исполнении бюджета, пояснительная записка, материалы прошлых ревизий, данные бухгалтерского учета (структуру отчета об исполнении бюджета смотри тему № 1).
При анализе, прежде всего, изучается состав и структура доходов и расходов. По отчетам главных распорядителей рассматриваются внесенные изменения по расходам за отчетный период и причины внесений изменений. Сведенья об изменении представлены в пояснительной записке (таблица формы 0503163 « Сведенья об изменении бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета»).
В процессе анализа расходов, они группируются по кодам функциональной и экономической классификации, кроме того, не зависящие и независящие от показателей посети штатов и контингентов.
Анализ исполнения бюджета в бюджетных учреждениях проводится по следующему плану:
1. изучение состава и структуры расходов;
2. изучение причин вызывающих отклонение исполнения расходов от сметных назначений;
3. анализ эффективности использования средств в расчете на производственные показатели
4. анализ соблюдения денежных и натуральных норм расходов.
Анализ состава и структуры расходов проводится путем определения удельного веса каждого вида материалов к общей стоимости веса. Проверяется их составление с показателями сметы и предыдущего года.
Анализ состава и структуры расходов.
Код расходов
Вид
по отчету
по смете
отклонение
в руб.
уд. вес (%)
в руб.
уд. вес (%)
в руб.
уд. вес (%)
Оплата труда
Начисления на оплату труда
17,5
Услуги связи
Услуги по содержанию имущества
Расходы материальных запасов
Увеличение стоимости материальных запасов
Всего
Важным критерием исполнения сметы является эффективность использования способов средств в расчетах на основе производственных показателей учреждения. Определяется средний расход на содержании единицы измерения сети или объема работ. Этот показатель засчитывается по каждому коду расходов и по итогу расходов. По данной отчетности средний расход рассчитывается по показателям «утверждено» и по показателям «исполнено» путем деления суммы расходов на соответствующий показатель. Данные о среднем размере бюджетных средств на единицу использования применяется для оценки изменения уровня расходов по сравнению с предыдущим периодом с показателями других учреждений и со сметой. Они характеризуют качество работы учреждения. По уровню среднего расхода можно судить о структуре расходов на услуги на услуги бюджетного учреждения. Для более глубокого анализа при выявлении существенных отклонений по отдельным видам расходов, целесообразно рассмотреть влияние факторов на изменение статьи расходов.