1. Задаваемые оппонентами вопросы должны быть корректными, правильно поставленными. Безграмотные вопросы недопустимы, так как уводят в сторону от плодотворного обсуждения проблемы; провокационные вопросы недопустимы по той же причине и по этическим соображениям.
2. Уточняющие вопросы должны предусматривать альтернативные ответы («да» или «нет»).
3. Формулировка вопроса должна быть краткой и ясной. Длинные, запутанные и нечеткие вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
4. Если вопрос сложный, то его желательно разбить на составляющие простые.
5. Если вопрос сложный дизъюнктивный (разделительный), то в нем необходимо перечислить все альтернативы (члены дизъюнкции), иначе вопрос окажется некорректным. Так, вопрос: «Звезды или планеты Вы имеете в виду, говоря о естественных небесных телах?» не вполне корректен, так как не содержит другие альтернативы – кометы, астероиды, метеориты (так называемые «малые планеты»).
6. Необходимо отличать риторический вопрос от обычного (настоящего) вопроса. Памятуя, что риторические вопросы являются суждениями (а не вопросами в подлинном смысле слова), не следует распространять на них сформулированные выше правила. Так, риторический вопрос: «Кто не видел звезды или планеты?» вполне корректен, поскольку он выражает суждение: «Каждый видел звезды или (и) планеты», истинность которого вовсе не предполагает обязательного упоминания о метеоритах и т.п.
Логическая структура и виды ответов.
1. Если дело касается простых ли-вопросов, то в случае безусловного вопроса (например: «Является ли окружность кривой второго порядка?», «Будет ли тяжелое тело падать в пустоте быстрее, чем легкое?», «Верите ли в Бога?» и т.п.) логически корректным является всегда лишь один из двух взаимоисключающих ответов: «да» или «нет». В случае же условного ли-вопроса категорически однозначный ответ не всегда корректен. Так, правильным ответом на вопрос: «Течет ли электрический ток по проводнику, если вокруг него существует магнитное поле?» будет не категорическое «да», а проблематическое «возможно», так как магнитное поле может быть создано не только током, проходящим по проводнику.
2. Если вопрос сложный конъюнктивный (соединительный), например: «Обладают ли электрическим зарядом электроны, протоны, нейтроны, фотоны и кварки?», то альтернативные ответы («да» или «нет») должны предусматриваться на каждый простой вопрос, входящий в его состав.
3. При ответе на сложный дизъюнктивный (разделительный) вопрос, как правило, достаточно дать ответ лишь на один или несколько из составляющих его простых вопросов. Например, на вопрос: «Является ли √-1 рациональным, иррациональным, мнимым или трансцендентным числом?» правильным ответом является: «√-1 – мнимое число».
Ответы на восполняющие к-вопросы (как простые, так и сложные) требуют привлечения точной, проверенной и исчерпывающей информации об интересующих предметах и явлениях природы, исторических событиях и социальных процессах. Получение необходимой информации в огромной степени облегчается и ускоряется применением информационно-поисковых систем, основанных на базах данных и базах знаний.
5. Ответы на проблемные вопросы из области науки и техники, социальной и духовной жизни общества, решение глобальных проблем современности требуют не только использования ранее накопленных знаний, но и выдвижения новых смелых гипотез, их всестороннего конкретно-научного и философского обоснования и экспериментальной проверки. Возрастающую роль в их разработке играют методы математического и компьютерного моделирования природных и социальных процессов, применение общей теории систем, развитие ряда направлений современной неклассической логики (логика времени, причинная логика, логика микромира, логика оценок и убеждений и др.). Во всем этом и проявляются, получают реальное воплощение творческий разум и воображение, сила интеллекта и нравственная воля человека, играющего решающую роль в правильной постановке, теоретическом и практическом решении проблем.