Общая характеристика и структурные элементы научного познания
I. Общая характеристика и структурные элементы научного познания
Научное познание предстает прежде всего как сложное, многоуровневое явление. Оно находит свое выражение в многоплановости строения познавательного процесса, разнообразии форм субъект-объектного отношения, в качественно различных способах организации познавательной деятельности и многообразии познавательных средств, в полиструктурности и полифункциональности научного знания.
Научное познание является сущностной характеристикой бытия культуры и осуществляется в творческой деятельности субъекта, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Поскольку в познавательной деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования.
В структуре познавательной деятельности можно выделить следующие элементы: «познавательная ситуация», «объект исследования», «предмет исследования», «средства исследования», «эмпирическая область». Понятие «познавательная ситуация», как нам представляется, позволяет охватить процесс научного исследования в его целостности и дает возможность осуществить необходимые расчленения, при этом выделяя составляющие целого, его связи и механизмы развертывания и развития. Что касается состава этого понятия, то он включает в себя познавательную трудность, породившую данную ситуацию, то есть разрыв между поставленной в науке проблемой и недостаточностью имеющихся для ее решения научных средств; затем предмет исследования; требования к продукту, который должен быть получен в результате исследования; и, наконец, средства организации и реализации научного исследования.
Объект исследования представляет собой реальность, которая специально выделена и очерчена в своих границах наукой. Так Э.Г. Юдин следующим образом поясняет данное определение: «Например, эволюция органического мира как реальность насчитывает многие миллионы лет, а объектом науки она стала, лишь начиная с ближайших предшественников Ч. Дарвина, которые увидели в ней процесс, определяемый естественноисторической необходимостью, и начали поиски ее объективных закономерностей и механизмов. Ч. Дарвин завершил эти поиски, построив научную картину эволюции как объекта изучения»[92].
Выделяя объект исследования, производится анализ в рамках трехуровневой системы методологии научного познания. Прежде всего, философско-методологический анализ, позволяющий осмыслить сами процедуры определения объекта, при помощи которых осуществляется переход от объекта как непосредственно наблюдаемой реальности к собственно объекту исследования. Это достигается путем выявления устойчивых и необходимых связей явлений в данной области, отражаемых в определенных научных абстракциях. На этом же уровне методологический анализ помогает различить собственное содержание объекта, независимое от познающего субъекта, и познавательную форму, в которой выражено это содержание. Общенаучный методологический уровень характеризует, прежде всего, тип объекта и конкретный способ определения его границ. Скажем, подход к объекту исследования как к системе предполагает выявление в нем определенной структуры, многообразных типов связей, способов взаимодействия с окружением. Наконец, специально-научный методологический подход позволяет включить данный объект в рамки определенной научной дисциплины и таким образом сделать возможным его экспериментальное изучение и систематическое описание.
Процесс превращения реальности или какого-то ее фрагмента в объект научного исследования тесно связан с выдвижением в структуре научной проблемы определенной исследовательской задачи. Наличие реальной и достаточно строго зафиксированной исследовательской задачи в современной науке является чрезвычайно важным критерием для оценки обоснованности той или иной программы исследования, ибо от этого зависит сама возможность эффективной координации работы исследователей, привлекаемых к реализации программы.
Корректность и точность постановки научной проблемы и правильность выделения объекта изучения определяются адекватностью средств исследования. К ним относятся понятия, при помощи которых расчленяется объект изучения и формулируется исследовательская проблема, а также принципы и методы изучения объекта, исследовательские процедуры, многообразная экспериментальная техника, различные технические средства исследования. Среди исследовательских средств особенно важная роль принадлежит фундаментальным понятиям науки, которые составляют основу всякого серьезного исследования и, в конечном счете, определяют общий успех исследования. К примеру, понятие товара у К. Маркса или понятие относительности у А. Эйнштейна.
Объект изучения, исследовательская задача, система методологических средств и последовательность их применения в своей совокупности создают особую познавательную конструкцию – предмет исследования. Развитие науки может быть представлено как последовательное формирование и смена предметов изучения, существенный элемент которых образует исследовательская задача. Поскольку если она оказывается в принципе решенной, появляется необходимость выдвижения новой задачи и нового предмета исследования. Понятие предмета исследования возникает в результате существенного уточнения понятий «объект» и «субъект» познания. Такое уточнение связано с признанием того, что субъектом познания является не исследователь-одиночка, а общество в целом. Конечно, индивидуальные способности играют гигантскую роль в работе ученого, но они далеко не исчерпывают всех условий процесса познания.
Ни один исследователь никогда не имеет дела с объектом «как таковым», объект всегда определенным образом представлен исследователю. Это значит, что ученый рассматривает объект своей деятельности через призму существующего в настоящий момент знания. Поэтому, можно утверждать, что уровень развития знания задает основные компоненты модели действительности. Сам же предмет исследования включает в себя ту действительность, с которой имеет дело исследователь: задачу, решаемую в данном исследовании, различные научные описания, составляющие содержание этой действительности, как она дана исследователю, исследовательские средства, которые уже имеются или еще только должны быть построены для решения задачи, требования к продукту исследования, вытекающие из задачи и наличных средств, и, наконец, сам продукт исследования. Эта совокупность и составляет то, что можно назвать предметной действительностью – научной реальностью, в которой и с которой осуществляется исследование. Совокупность научных фактов и описаний, на которых развертывается предмет исследования, принято обозначать эмпирической областью.
Исследовательская деятельность выступает как целостный процесс, в котором научное знание формируется в рамках становления ее форм: вопроса, проблемы, гипотезы и теории.
II. Вопрос и его роль в познании
Вопросы – особая логическая реальность. По утверждению английского философа Р. Коллингвуда, логика, обращающая внимание только на ответы и пренебрегающая вопросами, – ложная логика. Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу – необходимый элемент логической культуры. И. Кант писал: “Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: «один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето»”. Вопросы возникают там, где есть познавательная неопределенность. Вопрос не является суждением, ибо для суждения характерно утверждение или отрицание чего-либо, в то время как вопрос не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к вопросам, в отличие от суждений, неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными. Хотя сам вопрос не выражает суждения, в основе его всегда лежит суждение или совокупность суждений. Раздел логики, изучающий вопросы, называется эротетическая или интеррогативная логика. В ней "единицей мысли" выступает комплекс вопроса и ответа. Взаимодействие вопроса и ответа – типичная форма диалога в общении между людьми. Поэтому одной из важнейших функций вопроса нужно признать коммуникативную функцию. Исключительно велика роль вопроса и как средства информационного поиска. Без вопроса нет и не может быть познания. Великая познавательная роль вопроса состоит в том, что он является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к новому. Вопрос – могучий стимулятор развития знания. Отношения человека с окружающим миром могут быть представлены как своего рода диалог, в котором вопросы и ответы постоянно сменяют друг друга. Человек как бы задает миру (прежде всего природе) вопросы, исследуя действительность, получает ответы, выдвигает новые вопросы и т.д. Во второй половине ХХ века актуализировались исследования природы вопроса в связи с использованием ЭВМ в так называемом диалоговом режиме.
Вопрос – это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся.
Логическая структура вопроса такова:
1) исходное знание;
2) требование дополнить или уточнить эту информацию, перейти от исходного к искомому знанию.
Первая часть вопроса называется его предпосылкой, или базисом, а вторая – оператором вопроса. Например, следователь, задавая вопрос: "Кто звонил подозреваемому после 19 часов?", ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека. В вопросе содержится информация о том, что подозреваемому звонили после 19 часов (предпосылка вопроса), а словом "кто" выражено требование новой информации (оператор вопроса). Или другой вопрос: "Перестал ли Джон бить свою жену?". Его предпосылка, что Джон обычно бил свою жену. Требование уточнить эту информацию (слово "ли" вместе с особым строем предложения и особой интонацией при произнесении) – оператор вопроса.
В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Они не содержат побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении "Какой же студент не любит получать отличные оценки на экзамене?" содержится утверждение, что каждый студент любит получать отличные оценки на экзамене, а вовсе не вопрос. Или, например, в риторическом вопросительном предложении "Какой он юрист?" содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос.
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов:
1. По способу запроса неизвестного различают (гносеологичнеская характеристика) уточняющие и восполняющие вопросы. Вопросы, в которых информацию требуется уточнить, называются уточняющими, закрытыми или "ли" – вопросами. Закрытыми они называются, потому что по своей форме предполагают ограниченное количество ответов. "Ли" – вопросами – из-за наличия, как правило, в вопросительном предложении частицы "ли". Например, "Верно ли, что в Тюменском университете работает около 2 тысяч преподавателей?". (Иногда частицы "ли" может и не быть, например: "Ты придешь завтра на тренировку?"). Вопросы, в которых выражено требование дать новую информацию, называются восполняющими, открытыми или "что?" – вопросами. Они называются открытыми, так как множество ответов здесь самим вопросом не ограничено, а "что?" – вопросами их называют потому, что оператор вопроса выражен вопросительными местоимениями типа "Что?", "Когда?", "Почему?", "Где?" и т. д. Например, "Какие автономные округа включает в себя Тюменская область?".
2. По правильности постановки вопросы делятся (семантическая характеристика) на корректные и некорректные. Корректный вопрос – это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Корректный вопрос соответствует всем требованиям логики (определенность, точность, непротиворечивость, обоснованность). Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения, или суждения, смысл которого не определен. На логически корректный вопрос можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя. Различают несколько типов логической некорректностивопросов.
1) Бессмысленные вопросы:
а) вопросы, построенные грамматически или семантически неправильно, ("Хотели бы вы попасть назад в будущее?"). Все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования. Еще пример: "Что горячее: квадратное или синее?";
б) вопросы, содержащие выражения, ни смысл, ни значение которых не известны, ("Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?").
2) Провокационные вопросы – вопросы, предпосылки которых являются ложными суждениями и спрашивающий знает об этом. Провокационные вопросы называют еще улавливающими. Посредством провокационных вопросов ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей, запутывают оппонентов. Например, "Перестал ли ты заниматься рэкетом?", если спрашивающий знает, что собеседник никогда им не занимался. При ответе на провокационный вопрос нельзя говорить "да" или "нет", нужно сказать, что вопрос является провокационным и указать на ложность его предпосылки. Провокационным может быть и вопрос экзаменатора "Как ограничить понятие "ТГУ"?", ведь спрашивающий знает, что его ограничить нельзя.
3) Недоопределенные вопросы: в формулировке вопроса содержатся многозначные термины, и из контекста не ясно, в каком из значений они употребляются в данном случае. Пример: "Вы за или против передачи земли народу?". Не ясно, что понимается под народом, под передачей. Продать? Дать бесплатно? К недоопределенным можно отнести и безотносительные вопросы: отношение, условие в вопросе определяются ситуацией. Если этого нет, то на вопрос можно ответить по формуле "и да, и нет". В самом деле, разве возможен определенный, однозначный ответ на вопрос "Полезен или вреден дождь?".
4) Тавтологичные вопросы. На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную определенность, поскольку таковой нет. Пример: "Между кем и кем была русско-японская война?". Или: "Как зовут Марью Ивановну?".
3. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простым называется вопрос, который не включает в качестве составных частей других вопросов. Сложный вопрособразуется из простых с помощью логических союзов "и", "или", "если…, то…". По логическим союзам устанавливается вид сложного вопроса. Сложные вопросы могут быть конъюнктивными, дизъюнктивными, импликативными, эквивалентными, а также смешанными: конъюнктивно-дизъюнктивными, импликативно-конъюнктивными и т.д.
Например: "Кем, где, когда и из какого оружия был убит президент США Джон Кеннеди? Это сложный конъюнктивный вопрос, состоящий из четырех простых.
Примеромдизъюнктивного вопроса может служить следующий: "Это было самоубийство или убийство?".
Примеримпликативного вопроса: "Если вы бывали в Италии, то почему не посетили Францию по безвизовому обмену?".
Примерэквивалентного вопроса: "Мы сдадим экзамен по логике тогда и только тогда, когда будем усердно готовиться?".
Примерсмешанного вопроса: "Кто из присутствующих опознал организатора преступления или его пособника, и как они на это отреагировали?".
4. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса. В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции различаются исследовательские и информационные вопросы. Вопросы, направленные на получение нового знания (вопросы, на которые пока еще нет ответа) называют исследовательскими. Основная цель информационных вопросов состоит в приобретении (передаче от одного лица другому) уже имеющихся сведений. Вопрос "Быть или не быть?", с которым Гамлет обращается к себе, - исследовательский, поскольку ответ на него еще не известен. А вопрос "Ты перед сном молилась, Дездемона?", с которым Отелло обращается к жене, при всей своей зловещей значительности воспринимается ею как информационный, потому что ответ на него ("Да, дорогой мой") состоит лишь в простой констатации известного Дездемоне факта.