Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, формировать управленческие решения по использованию производственных факторов.
Прибыль от продаж формируется за счет таких показателей как выручка НЕТТО, себестоимость проданных товаров коммерческие и управленческие расходы.
Прибыть от продаж = выручка от продажи товаров – с/с проданных товаров -
Управленческие и коммерческие расходы
Увеличение выручки от продажи товаров положительно влияет на сумму прибыли от продаж, а уменьшение сокращает размер прибыли. Снижение с/с проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов положительно влияет на сумму прибыли от продаж. Увеличение с/с сказывается на величине прибыли отрицательно. Для обеспечения сопоставимости данных абсолютные показатели пересчитывают в относительные показатели.
Следующий этап анализа прибыли от продаж состоит в расчете факторов, влияющих не ее величину. Прежде всего следует определить влияние инфляции, для этого нужно выручку от продажи товаров отчетного года привести в сопоставимый вид.
V=V1/ индекс цена
Прибыль до налогообложения определяется как разность между прибылью от продаж и прочими доходами и расходами.
Все показатели влияющие на величину прибыли до налогообложения можно подразделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) фактор прямого действия. На такую же величину увеличивается (уменьшается) и прибыль.
К фактором прямого действия относятся: прибыть от продаж, проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие доходы. Факторы обратного действия показывают на сумму прибыли противоположное влияние, они включают проценты к уплате и прочие расходы. Влияние этих факторов на прибыль до налогообложения рассчитывается балансовым методом. Т.е. проводится сравнение показателей отчетного периода с предыдущим. Используя аналитическое профессиональное суждение аналитик выясняет каким факторам необходимо уделять внимание при дальнейшим анализе. Значительные отклонения по отдельным факторам требует пристального внимания и дальнейшего анализа. Так же в процессе анализа следует обратить внимание на те факторы, которые имеют наибольший удельный вес в составе прибыли до налогообложения.