Способность организации обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.
Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени надежности и финансового благополучия партнера.
Анализ финн результатов по данным отчета предполагает последовательное изучение всех статей отчета. Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения качества чистой прибыли. Результаты анализа используются так же в прогнозировании финансовых результатов.
Анализ финансовых результатов деятельности включает:
1) Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный)
2) Исследовании структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный)
3) Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ). Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабильных методов БУ и устоявшиеся формы БО.
4) Исследование влияние факторов на прибыль (факторный анализ)
Анализ ОПУ начинается с изучения выручки, как дохода по обычным видам деятельности и соответствующего расхода (с/с проданной продукции).
При расчете уровней показателей с/с проданных товаров, работ, услуг и валовой прибыли можно определить доли этих элементов в общей сумме выручки от продажи, характеризующей эффективность основной деятельности организации, что позволяет наглядно определить складывающееся финансовое состояние организации и выявить возможные темпы и резервы роста финансовых показателей.
При этом проводят анализ прибыли от продажи продукции в отчетном периоде в сравнении с предыдущим, учитывая ее изменения под воздействием факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние. Так, например, на прибыль от продаж могут оказать влияние следующие факторы:
- объем выручки
- цена на реализованную продукцию
-с/с проданных товаров
-коммерческие и управленческие расходы.
Кроме факторного анализа прибыли от продаж по данным формы проанализировать можно и другие виды прибыли.
Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия по данным ОПУ имеют вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям, акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
В настоящее время среди многих экономистов распространен критический взгляд на прибыль, как критерий эффективности фирмы. Критики утверждают, что рынок все больше ориентируется на наличные дохода, а не на прибыль показанную в финансовой отчетности.
В ходе анализа выручки хозяйствующего субъекта изучают динамику ее состава и структуры. На размер выручки влияют 2 группы факторов: внутренние и внешние.
Внешние
1) Политические факторы
2) Экономические факторы: динамка банковского процента, изменение индексов
3) Правовые и налоговые факторы
4) Научно-технические факторы
5) Конкурентные факторы
6) Социально-психологические факторы
7) Экологические факторы
8) Демографические факторы
Внутренние макроэкономические факторы, валяющие на величину выручки можно объединить в три укрупненные группы:
1) Организационно-экономические
2) Производственно-технические
3) Культурно-этические
Анализ выручки включает текущий, т.е. ретроспективный, оперативный и перспективный (прогнозный анализ).
Текущий анализ проводится важнейшим отчетным периодам на базе официальной отчетности системного БУ. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия, выявления неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация резервов для повышения экономической эффективности деятельности.
Особенности и специфика перспективного анализа заключается в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиции будущей перспективы. Последовательность прогнозного баланса обычно следующая:
1)Определяется круг показателей, характеризующих перспективу развития предприятия по основным направлениям его хозяйственной деятельности
2)Строится график исходного динамического ряда взаимосвязей показателей и путем его сравнения с графиком известных функций, отбирают наиболее подходящие
3)Вводятся в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда, и показатели соответствия полученной формулы принятым ограничениям
Одним из важнейших этапов анализа является анализ структуры выручки от продаж, он может проводится по следующим направлениям:
1)В разрезе отдельных видов товаров
2)Форм погашения задолженности покупателями
3)По клиентам
4)По географическим зонам
Далее необходимо проанализировать структуру валовой выручки в целях определения фактического денежного ресурса предприятия и динамики его изменения по годам. В ходе данного анализа, фактически полученную выручку предприятия целесообразно разбивать на выручку, полученную в денежной форме, векселями и взаимозачетом, и определять удельный вес каждой формы поступлений в общем объеме валовой выручки. По результатам анализа необходимо сделать выводы о факторах, оказавших существенное влияние на формирование структуры выручки, динамику ее изменения и определить способы влияния на удельный вес каждой формы будущих поступлений