Информационные потребности пользователей являются приоритетными при создании новой системы. Пользователи должны контролировать процесс проектирования, чтобы быть уверенными, что система будет служить их деловым интересам и учитывать их нужды, а не только потребности технического персонала. Подобная технология проектирования системы повышает осведомленность пользователей и вероятность признания ими новой системы, а также исключает проблемы, связанные с конфликтами внутри трудовых коллективов и низким уровнем компьютерной грамотности. Игнорирование пользователей при разработке информационных систем является одной из основных причин неудач. При этом некоторые типы систем требуют при их создании более активного участия пользователей, чем другие, и ниже рассматриваются альтернативные методы проектирования, учитывающие пожелания будущих пользователей информационных систем.
На последних этапах процесса разработки спецификации полученные при анализе систем данные преобразуются в полнофункциональную информационную систему. Завершающие этапы включают в себя:
ü программирование,
ü тестирование,
ü перенос данных и их
ü преобразование (конверсию),
ü производство и обслуживание.
На стадии программирования спецификации системы, разработанные при проектировании, преобразуются в программный код. На основе подготовленной заранее документации создаются спецификации для каждой программы, входящей в информационную систему. Организации пишут необходимые программы сами или приобретают программные пакеты у сторонних организаций.
Для того чтобы убедиться, что система выдает правильные результаты, требуется тщательное всестороннее тестирование. Оно позволяет получить ответ на вопрос, будет ли система в надлежащих условиях выдавать желаемые результаты.
Время, отводимое на тесты, как правило, при предварительном планировании сильно занижается. Тестирование — довольно медленный процесс: данные должны быть тщательно подготовлены, результаты проверены, а в систему при необходимости нужно внести соответствующие коррективы. В некоторых случаях требуется перестройка отдельных частей системы. На этом этапе вероятность появления ошибок особенно высока.
Процесс тестирования информационной системы может быть разбит на три этапа:
ü тестирование отдельных элементов,
ü всей системы и
ü приемочные испытания.
Тест компонентов системы или программный контроль заключается в проверке всех программ, входящих в систему. Широко распространено мнение, что целью такого тестирования является получение гарантии, что программы не содержат ошибок, однако на практике такая ситуация недостижима. Вместо того чтобы тратить все силы на поиск ошибок, необходимо выявить все случаи сбоя программы. При этом найти ошибки и исправить программу будет гораздо проще.
В процессетестирования системы проверяется функционирование всей системы в целом. При этом стараются проверить, будут ли отдельные программные модули работать вместе, как планировалось, и нет ли разницы между запланированной работой системы и реальной практикой.
Тестируются такие параметры, как
ü скорость работы,
ü емкость носителей информации,
ü восстановление системы,
ü перезагрузка,
ü ручные процедуры,
ü а также проверяется, как система работает при максимальной нагрузке.
Programming stage (стадия программирования)
Процесс трансляции системных спецификаций, разработанных на стадии проектирования, в программный код.
Testing (тестирование)
Тщательный и всесторонний процесс, позволяющий определить готовность системы к работе на основе выдаваемых ей результатов (при определенных условиях).
Unit testing (тест компонентов системы)
Раздельное тестирование каждой программы, входящей в систему. Иногда этот процесс носит название «программное тестирование».
Приемочные испытания представляют собой финальное оценивание готовности системы к запуску. Тесты системы оцениваются ее пользователями, а также руководством организации. Если все заинтересованные стороны удовлетворены и полагают, что система соответствует стандартам, то она формально считается готовой к инсталляции.
Команда разработчиков согласует с пользователямиплан систематического тестирования системы. В него входят все рассмотренные выше типы тестов.
На рис. 2 показан пример плана тестирования. Основным условием проведения тестов являются внешние изменения. Документация содержит несколько наборов тестов, поддерживаемых электронной базой данных (которая может работать на персональном компьютере), идеально подходящей для этой роли.
Процедура
Адресация и поддержка «Набора изменений записей»
Тесты из набора 2
Подготовлено: Дата: Версия:
Номер Тестированные Специальные Ожидаемые Вывод Следующий
теста условия требования результаты данных экран
2 Изменение записей
2.1 Изменение суще- Ключевое поле Не разрешено ствующей записи
2.2 Изменение несуще- Другие поля Сообщение ствующей записи «Неправильный
ключ»
2.3 Изменение Должна быть Сообщение удаленной записи доступна уда- «Удалено»
ленная запись
2.4 Создание второй Изменение 2.1 Сообщение «ОК», Файл V45 записи выше если все верно транзакций
2.5 Включение записи Сообщение «ОК», Файл V45
если все верно транзакций
2.6 Отмена во время Отмена 2.5 Без изменений Файл V45 выполнения транзакций