В службе каталогов должен быть механизм именования объектов, позволяющий однозначно идентифицировать любой объект каталога. В каталогах на базе протокола LDAP для идентификации объекта в масштабе всего леса используется механизм отличительных имен (Distinguished Name, DN). В Active Directory учетная запись пользователя с именем User домена company.ru, размещенная в стандартном контейнере Users, будет иметь следующее отличительное имя: "DC=ru, DC=company, CN=Users, CN=User".
Обозначения:
DC (Domain Component) — указатель на составную часть доменного имени;
OU (Organizational Unit) — указатель на организационное подразделение (ОП);
CN (Common Name) — указатель на общее имя.
Если отличительное имя однозначно определяет объект в масштабе всего леса, то для идентификации объекта относительно контейнера, в котором данный объект хранится, существует относительное отличительное имя (Relative Distinguished Name, RDN). Для пользователя User из предыдущего примера RDN-имя будет иметь вид "CN=User".
Кроме имен DN и RDN, используется основное имя объекта (User Principal Name, UPN). Оно имеет формат <имя субъекта>@<суффикс домена>. Для того же пользователя из примера основное имя будет выглядеть как User@company.ru.
Имена DN, RDN могут меняться, если объект перемещается из одного контейнера AD в другой. Для того чтобы не терять ссылки на объекты при их перемещении в лесе, всем объектам назначается глобально уникальный идентификатор (Globally Unique Identifier, GUID), представляющий собой 128-битное число.
Планирование пространства имен и структуры AD — очень ответственный момент, от которого зависит эффективность функционирования будущей корпоративной системы безопасности. При этом надо иметь в виду, что созданную вначале структуру в процессе эксплуатации будет очень трудно изменить (например, в Windows 2000 изменить имя домена верхнего уровня вообще невозможно, а в Windows 2003 решение этой задачи требует выполнения жестких условий и тщательной подготовки данной операции). При планировании AD необходимо учитывать следующие моменты:
тщательный выбор имен доменов верхнего уровня;
качество коммуникаций в компании (связь между отдельными подразделениями и филиалами);
организационная структура компании;
количество пользователей и компьютеров в момент планирования;
прогноз темпов роста количества пользователей и компьютеров.
Рассмотрим вопрос пространства имен AD.
При планировании имен доменов верхнего уровня можно использовать различные стратегии и правила. В первую очередь необходимо учитывать вопросы интеграции внутреннего пространства имен и пространства имен сети Интернет — т.к. пространство имен AD базируется на пространстве имен DNS, при неправильном планировании могут возникнуть проблемы с безопасностью, а также конфликты с внешними именами.
Рассмотрим основные варианты.
Один домен, одна зона DNS (рис. 6.4).
На рисунке в левой части — внутренняя сеть компании, справа — сеть Интернет, две сети разделены маршрутизатором "R" (кроме маршрутизатора, на границе могут быть также прокси-сервер или межсетевой экран).