Большинство форумов содержат так называемые разделы "Разное", в которых обсуждаются не только темы, которым посвящен весь форум. Здесь поднимаются вопросы религии, общественного устройства, истории, политики. Именно здесь вспыхивают самые ожесточенные споры. Если вы вообще не будете участвовать в таких обсуждениях, то сэкономите кучу времени сил и нервов. Правда, задумайтесь - стоит ли тратить свое время на то, что в Интернете кто-то неправ? Как показывает практика, переубедить взрослого человека в его мнениях, взглядах и суждениях практически невозможно. И уж точно невозможно это сделать на форуме, приумножая горы электронного мусора.
Но понимая то, что если вы, читатель - человек взрослый, то мне тоже не удастся переубедить вас не участвовать в таких дискуссиях. А раз так, давайте просто разберемся в некоторых древних правилах, позволяющих быть ярким собеседником в таких спорах. В конце-концов, споры, оставляя участников при своих мнениях, могут влиять на мнения зрителей или читателей. А ведь это же не так плохо, верно? Кроме того, участие в спорах развивает оппонентов, заставляя их оттачивать полемическое мастерство. Конечно, это требует времени и вряд ли бывает нужным в обычной жизни, но в качестве забавного времяпрепровождения его рассматривать можно.
Искусство спора родилось в Древней Греции, где оно входило в состав школьного обучения. Сократ, Аристотель, Плутарх - в своих научных трудах они подметили общие правила диспутов, работающих и по сей день. Тогда же были выработаны законы логики, имеющие более общее значение. В средневековых университетах устраивали состязание кводлибетариев, что можно перевести как "чегоугодников". Это были публичные дискуссии, на которых собирались все руководство и студенты. Обычно эти состязания проводились ежегодно и были своего рода выпускными экзаменами для выпускников факультета искусств. Кводлибетарий должен был опровергать мнения, которые выдвигались всеми присутствующими. Причем эти мнения могли быть совершенно противоположными. Например, оппонент утверждал "Учиться не имеет смысла", а кводлибетарий должен был опровергнуть это утверждение. Следом, другой оппонент говорил "В учебе заключен огромный смысл" и это утверждение нужно было опровергнуть.
Подобные состязания не ставились с целью найти истину или решить важные вопросы. Их задача заключалась в демонстрации умения полемизировать, умения отстаивать свою точку зрения. Наиболее искусные спорщики получали денежное вознаграждение или призы.
Сейчас умение спорить в обычной жизни нужно лишь представителям нескольких профессий - адвокатам, политикам, ведущим телешоу. Но массовое участие в различных форумах - это и есть публичное выступление. В специализированных форумах обычно спорить трудно, невозможно или просто не имеет смысла. Главное в таких форумах находить ответы на возникающие проблемы. Эти ответы легко воспроизводятся, поэтому истина устанавливается чрезвычайно легко.
Другое дело - общие форумы или разделы. Здесь как раз-таки мы и видим кводлибетариев наших дней. А раз так, то для этих споров и можно применять древние правила, которые работают уже не одну тысячу лет.
Л.Г. Павлова в своей замечательной книге "Спор, дискуссия, полемика" (М., "Просвещение", 1991) собрала множество литературных примеров различных уловок и приемов, применяемых в споре. Блестящий разбор полетов делает эту книгу обязательной для всех, кто хочет стать хорошим полемистом. Мы рассмотрим некоторые отрывки, которые подробно там описываются.