Регулированием скоростиявляется принудительное изменение скорости двигателя в целях регулирования скорости движения исполнительных органов машин и механизмов. В общем случае регулирование скорости двигателей – а под этим понимается также и поддержание скорости на заданном уровне – может осуществляться двумя способами – параметрическим и в замкнутых системах.
При параметрическом способе регулирование достигается изменением каких-либо параметров электрических цепей двигателей или питающего напряжения за счет включения, например, различных дополнительных элементов: резисторов, конденсаторов, индуктивностей. Качество такого регулирования скорости обычно оказывается не очень высоким.
При необходимости получения процесса регулирования скорости с высокими качественными показателями переходят к замкнутым системам электропривода, в которых воздействие на двигатель обычно осуществляется изменением подводимого к двигателю напряжения, или частоты этого напряжения, или того и другого. Для этой цели служат различные силовые преобразователи постоянного и переменного тока.
Регулирование скорости в количественном отношении характеризуется шестью основными показателями [1,3,4].
1. Диапазон регулированияопределяется отношением максимальной и минимальной скоростей: при заданных пределах изменения нагрузки на валу двигателя.
Различные рабочие машины требуют разных диапазонов регулирования. Так, прокатные станы характеризуются диапазоном , станки от до и более, бумагоделательные машины и т.д.
2. Направление регулированияскорости определяется расположением получаемых искусственных характеристик относительно естественной. Если они располагаются выше естественной, то говорят о регулировании скорости вверх от основной, если ниже – вниз от основной. Расположение искусственных характеристик как выше, так и ниже естественной обеспечивает так называемое двухзонное регулирование.
3. Плавность регулированияскорости определяется числом получаемых в данном диапазоне искусственных характеристик: чем их больше, тем регулирование скорости будет осуществляться плавнее. Плавность оценивается коэффициентом, который находится как отношение скоростей на двух ближайших характеристиках
, (3.1)
где и – скорости на и искусственных характеристиках.
Наибольшая плавность достигается в замкнутых системах с использованием преобразователей напряжения и частоты, небольшая плавность обычно соответствуетпараметрическим способам регулирования. При плавном регулировании скорости качественно протекает технологический процесс, улучшается качество выпускаемой продукции, повышается производительность работы электропривода и т.д.
4. Стабильность в поддержании заданной регулировочной скорости технологом зависит от жесткости механической характеристики ЭД. Более жесткую механическую характеристику возможно получить только в замкнутых электроприводах. В разомкнутом электроприводе и при слишком пониженной скорости и колебаниях момента сопротивления будут происходить большие колебания скорости, что недопустимо.
5. Допустимая нагрузка на двигатель при регулировании скорости зависит от протекающего тока в силовой части. Этот ток не должен превышать номинального значения. В противном случае двигатель будет перегреваться. Допустимый ток зависит от вида механической характеристики исполнительного органа и примененного способа регулирования скорости.
6. Экономичность регулирования определяется капитальными и эксплуатационными затратами на регулируемый электропривод. Капитальные затраты должны быть по возможности минимальными, или в противном случае такими, чтобы срок окупаемости электропривода не превысил нормативного.
Эксплуатационные затраты обычно оцениваются средневзвешенным коэффициентом полезного действия и коэффициентом мощности ЭД:
; (3.2)
. (3.3)
В формулах (3.2) и (3.3):
– количество регулируемых скоростей в диапазоне регулирования:
– активные мощности на валу двигателя при различных скоростях;
– потери мощности при различных скоростях;
– время работы электродвигателя на каждой регулируемой скорости;
и – активные и реактивные мощности, потребляемые электродвигателем.
Чтобы приведенные коэффициенты были не слишком малы, необходимо выбрать верный способ регулирования скорости.