Активные моменты сопротивления – моменты, вызванные весом поднимаемого и спускаемого груза. В уравнении механического движения электропривода перед этим моментом всегда ставится знак (–) независимо от подъема или спуска груза.
Реактивный момент сопротивления – момент, всегда препятствующий движению электропривода и изменяющий свой знак при изменении направления движения (например при резании металла). При положительной скорости электродвигателя перед этим моментом в уравнении механического движения электропривода необходимо ставить знак (–), а при обратном движении знак (+).
За положительное направление вала двигателя принимается вращение по часовой стрелке. Если временной момент на валу двигателя направлен в эту сторону, то ему приписывают знак (+). При обратном направлении движения – знак (–). В тормозных режимах двигателя знаки перед вращающимся моментом двигателя и угловой скоростью противоположны.
2.2. Приведение к валу электродвигателя моментов и сил сопротивления, моментов инерции и инерционных масс
Механическая часть электропривода может быть сложной и представлять кинематическую цепь с большим числом движущихся элементов (шестерни, соединительные муфты, тормозные шкивы, барабаны, поворотные платформы, линейный стол, поднимаемые грузы и т.д.). Движение одного элемента дает полную информацию о движении всех остальных элементов. Обычно в качестве такого элемента принимают вал двигателя, приводя к нему моменты и усилия сопротивления, а также моменты инерции и массы.
В результате такого приведения реальная кинематическая схема заменяется расчетной энергетически эквивалентной схемой. Это позволяет наиболее точно исследовать характер движения привода и режим его работы, точнее формировать законы движения. Покажем такое приведение на примере схемы механической части электропривода подъемной лебедки (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Схема механической части электропривода
На основании вышеизложенного запишем в окончательном виде формулы приведенных к валу электродвигателя параметров исполнительных органов [1,2].
Примем следующие допущения: система жесткая, без зазоров.
При прямом потоке энергии в механической части ( подъем груза)
. (2.1)
При обратном потоке энергии в механической части (опускание груза)
, (2.2)
В формулах (2.1) и (2.2):
– передаточное число редуктора;
– КПД передачи.
При линейном движении ИО и прямом потоке энергии (подъем груза)
. (2.3)
При обратном потоке энергии (опускание груза)
. (2.4)
В формулах (2.3) и (2.4):
– сила тяжести, Н;
, m – масса груза вместе с крюком, кг;
g = 9,81 м/с2 – ускорение силы тяжести;
– радиус приведения кинематической цепи между двигателем и исполнительным органом, м.
Приведенный к валу двигателя суммарный момент инерции
, (2.5)
В формуле (2.5) в момент инерции двигателя входит момент инерции муфты М1 и шестерни Z1, а в момент инерции исполнительного органа (барабана) – момент инерции муфты М2 и шестерни Z2 .
2.3. Механические характеристики исполнительных органов и электродвигателей
При рассмотрении работы электродвигателя, приводящего в действие исполнительный орган, необходимо выявить соответствие механических характеристик двигателя характеристикам исполнительных органов. Поэтому для правильного проектирования и экономической эксплуатации электропривода необходимо изучить эти характеристики.
Зависимость между скоростью и приведенным к валу двигателя моментом сопротивления исполнительного органа называют механической характеристикой исполнительного органа.
Эмпирическая формула для механической характеристики имеет вид [1]:
, (2.6)
где – момент сопротивления ИО при скорости ;
– момент сопротивления трения в движущихся частях ИО;
– момент сопротивления при номинальной скорости ;
– показатель степени, характеризующий изменение момента сопротивления при изменении скорости.
Приведенная формула (2.6) позволяетклассифицироватьмеханические характеристики исполнительных органов на следующие основныекатегории.
1. Не зависящая от скорости механическая характеристика (прямая 1 на рис. 2.2.). При этом х = 0 и момент сопротивления не зависит от скорости. Такой характеристикой обладают все подъемные установки, механизмы подач металлорежущих станков, поршневые насосы при неизменной высоте подачи, конвейеры с постоянной массой передвигаемого материала и т.д., а также все ИО, у которых основным моментом сопротивления является момент сопротивления трения.
2. Линейно-возрастающая механическая характеристика (прямая 2 на рис. 2.2.). В этом случае =1 и момент сопротивления линейно зависит от скорости . Такая характеристика получается, например, в приводе генератора постоянного тока с независимым возбуждением, если последний будет работать на постоянный внешний резистор.
Рис. 2.2. Механические характеристики исполнительных органов
3. Нелинейно-возрастающая (параболическая) механическая характеристика (кривая 3 на рис.2.2.). Этой характеристике соответствует =2; момент сопротивления здесь зависит от квадрата скорости. По характеристике 3 работают все исполнительные органы центробежного типа (насосы, вентиляторы, компрессоры, дымососы, гребные винты и т.д.).
4. Нелинейно-спадающая (гиперболическая) механическая характеристика (кривая 4 на рис. 2.2). При этом х = –1 и момент сопротивления изменяется обратно пропорционально скорости.
Механическую характеристику вида 4 имеют механизмы главного движения токарных, фрезерных и других станков, различные наматывающие устройства.
Механической характеристикой электродвигателя вращательного движения называется зависимость его угловой скорости от развиваемого им момента, т.е. .
Естественной называется механическая характеристика двигателя, которая соответствует основной схеме включения двигателя, номинальным параметрам питающего напряжения и отсутствию в электрических цепях дополнительных элементов (например, резисторов). В противном случае электродвигатель будет иметь искусственную (регулировочную) характеристику. Искусственных характеристик у электродвигателя может быть много.
На рисунке 2.3 показаны естественные характеристики наиболее распространенных электродвигателей вращательного движения:
1 – двигателя постоянного тока независимого возбуждения;
2 – двигателя постоянного тока последовательного возбуждения;
3 – асинхронного двигателя;
4 – синхронного двигателя.
Для оценки жесткости механической характеристики двигателя вводится понятие жесткости, которое определяется как [1,4]
, (2.7)
Используя этот показатель, характеристику синхронного двигателя (прямая 4 на рис. 2.3) можно назвать абсолютно жесткой (), двигателя постоянного тока с независимым возбуждением (прямая 1) – жесткой (), а с последовательным возбуждением (кривая 2) – мягкой ().
Рис. 2.3. Естественные механические характеристики электродвигателя
Характеристика асинхронного двигателя (кривая 3) имеет переменную жесткость – на рабочем участке жесткость отрицательна и незначительна по модулю, в области критического момента она равна нулю, а при меньших скоростях – положительна и невелика.
Характеристика 5 – абсолютно мягкая механическая характеристика (). Момент двигателя с изменением угловой скорости остается неизменным. Такой характеристикой обладают, например, двигатели постоянного тока независимого возбуждения при питании их от источника тока или при работе в замкнутых системах электропривода в режиме стабилизации тока якоря.
Понятие жесткости может быть применено к механическим характеристикам исполнительных органов. Эти характеристики можно оценивать жесткостью
. (2.8)
Тогда для характеристики 1 (рис.2.2) , для характеристик 2 и 3 , а для характеристики 4 .