1) Методологические основы изучения налогового права.
2) Этапы и тенденции развития налогового права.
3) Квазипубличный интерес в налоговом праве.
4) Ценностные начала налогового права.
Литература:
1) Щекин Д. М. «Налоговые риски и тенденции развития НП» М., Статут. 2007 (Есть в системе КонсультантПлюс)
2) Алексеев С. С. «Правоприменительное и частное право» Проблемы теории ГП. Выпуск 2. М., Статут, 2006
3) «Антикоррупционная политика. Учебное пособие». Под ред. Сатарова Г. А. М., 2004
4) Заславская Т. И. «Современное российское общество. Социальный механизм трансформации» М., 2004
5) Крыштановская О. «Анатомия российской элиты» М., 2005
Способы изучения:
- догматический
- исторический
Дореволюционный период. Есть около 200 хороших работ. НП было хорошо развито.
В раннесоветский период до нач. 30-х гг. Котляревский, Гензель. Мысль еще не зачахла.
40-80-е гг. теоретический застой.
Конец 80-х – начало 90-х гг. возрождение НП
- сравнительно-правовой подход (безусловное отставание от ведущих западных стран)
- ценностный подход (применяем к НП общечеловеческие ценности; баланс частных и публичных интересов) Принципы налогообложения в концентрированном виде выражают ценностное начало.
- социологический подход (роль и место НП в контексте социальных отношений) Позволяет шире взглянуть на право (не только то, что на бумаге, но и то, что реально действует). Например, советское право было не таким идеальным, какое было закреплено в конституции. Российское налоговое право является прецедентным. НК только на 70% регулирует налоговые отношения, остальное – судебная практика (ВАС РФ и федеральных арбитражных судов).
Самый распространенный способ уклонения от уплаты налогов – «фирмы-однодневки». На уровне закона никакого реального решения проблемы не предлагается. Регулирование проблемы есть исключительно на уровне практики ВАС РФ (дело 11.11.2008 г.)
Социальная структура современного российского общества очень специфична. Это общество транзитивного (переходного) типа. Нет четко оформившихся социальных групп. Чиновники (в широком смысле слова) – доминирующий класс. Бюрократия в значительной степени коррумпирована. Объем коррупции официально – 240 млрд. долларов («административная рента»). По оценкам экономистов – до 100 млрд. долларов. Федеральный бюджет – 200 млрд. долларов, для сравнения. Без институциональных подпорок поддерживать такую систему невозможно. Законодательство должно быть нечетким, размытым, допускающим усмотрение, насыщенным карательным элементом. Так можно понять, например, почему отменили институт контроля превышения доходов над расходами (была статья 86.1.2.3).
Можно дифференцировать все компании на 4 типа:
- «иностранные бизнесы» - более защищены, есть у них и политическая поддержка. Как правило, не дают взяток, работают по закону.
- «государственные компании» (государственные корпорации, гупы, акционерные общества и др.) - то же самое
- «компании чиновников» (их на рынке очень много) – им вообще ничего не грозит при налоговых проверках
- «частный российский бизнес»
Поэтому независимый частный бизнес активно и не развивается.
Социологический подход очень полезен, помогает посмотреть на вещи реально.
В 1307 г. французский король Филипп Красивый разгромил Орден тамплиеров, сжег на костре его настоятеля Жана Маре. Основанием было то, что они занимаются ересью. В реальности основанием был захват их собственности: замков, владений, сокровищниц. В деле Юкоса – то же самое.