русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Нормы векторов и матриц


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 4316; Нарушение авторских прав


Вычислительные методы линейной алгебры

Раздел № 3

 

 

Вычислительные методы линейной алгебры включают в себя решение следующих задач:

1) Решение систем линейных алгебраических уравне­ний (СЛАУ).

2) Вычисление определителей квадратной матрицы А.

3) Для данной квадратной матрицы А вычисление обрат­ной А-1.

4) Определение собственных значений и собственных векторов квадратной матрицы А.

 

При решении многих прикладных задач весьма полезным являются понятия нормы векторов и нормы матриц.

Определение 3.1. Нормой вектора называется неотрицательное число, которое обозначается символом |||| и удовлетворяет следующим условиям:

1) |||| > 0 при ¹и |||| = 0;

2) |||| = | c |×|||| при любом числовом множителе;

3. |||| ≤ |||| + ||||. Это соотношение называют неравенством треугольника.

Норму вектора можно ввести различными способами. Наиболее часто для векторов n-мерного арифметического пространства

= (x1, x2, ..., xn)T используются следующие нормы:

1) ||||1 = , i = 1, 2, ..., n (3.1)

(называется кубической);

2) ||||2 = (3.2)

(называется октаэдрической);

3) ||||3 = = (3.3)

(называется сферической, порождена скалярным произведением и определяет длину вектора ).

Норма (3.3) порождена скалярным произведением которое выражается формулой: .

Для скалярного произведения векторов справедливы соотношения:

= = .

Если A симметричная матрица, то =.

Определение 3.2. Если в пространстве векторов введена норма ||||, то согласованной с ней нормой в пространстве матриц называют норму

. (3.4)

 

Согласованные с нормами векторов (3.1)-(3.3) нормы матриц определяются формулами

 

, (3.5)

, (3.6)

. (3.7)

В формуле (3.7) – собственные значения матрицы ATA, которая является симметрической.



Формула (3.7) следует из того, что для симметрической матрицы B можно доказать справедливость соотношения:

= , (3.8)

где li – собственные значения матрицы B.

Определение 3.3. Две нормы ||||α и ||||β называются эквивалентными, если существуют такие постоянные γ1 и γ2, что для всех векторов справедливы соотношения:

, и .

Нормы ||||1, ||||2 и ||||3 эквивалентны между собой, так как выполнятся неравенства

||||1 ≤ ||||3 ≤ ||||2 n×||||1.

Определение 3.4. Будем говорить, что последовательность векторов сходится к вектору по данной норме ||||, если выполняется соотношение = 0.

Из эквивалентности норм ||||1, ||||2 и ||||3 следует, что если последовательность векторов сходится по одной из этих норм, то она сходится и по остальным нормам.

Договоримся в дальнейшем под нормой |||| подразумевать одну из указанных выше норм, а при необходимости конкретизировать, какую именно.

При этом под нормой матрицы будем понимать норму, согласованную с нормой матрицы.

 

3.2. Решение систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)

Теоретические условия существования и единственно­сти решения систем линейных уравнений известны – главный определитель не должен быть равен нулю. Тог­да решение можно найти по правилу Крамера, или мето­дом исключения неизвестныхГаусса. Метод Гаусса и правило Крамера относятся к прямым методам решения систем линейных алгебраических уравнений. Они позво­ляют за конечное число действий получить точное реше­ние системы, при условии, что все действия выполняют­ся точно, без округления. Но на практике, при больших порядках системы, правило Крамера требует слишком много времени для вычисления определителей. Если оп­ределители вычислять формально по определению как сумму п!слагаемых, то число операций имеет порядок п!п.Правило Крамера используется чаще для теоретичес­ких исследований, а на практике почти не применяется.

Метод исключения неизвестных Гаусса для решения систем линейных уравнений более эффективен, чем пра­вило Крамера. Более того, он также эффективен при вы­числении определителя и обратной матрицы.

При большом числе неизвестных иногда оказывается, что выгоднее решать систему уравнений методом итера­ций, который дает приближенное решение системы.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод Ньютона | По столбцам


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.104 сек.