США по развитию промышленности выходит на 2 место в мире после Англии.
В США отсутствует консерватизм, происходит поиск новых форм, созвучных характеру промышленного производства
В США преимущественно развивается промышленная архитектура, многие изформ которых не имели аналогов в Европе (многоэтажные конторские здания-небоскребы и одноэтажные частные особняки).
Изобретение в XIX веке - парового лифта и - открытие электричества решало проблему подъема на большую высоту.
Технология каркасного строительства была развита в Чикаго Луисом Салливеном. Расцвет чикагской школы – 1883-1893 г. Впервые был преодолен разрыв между архитектурой и инженерией.
1. соответствие формы конструкции.
2. отказ от подражания какому-либо стилю
3. наличие металлического каркаса
4. здания предназначались для офисов
5. много стекла, большие окна (экономия на освещении)
Главная мысль художественной программы Салливана – «форма следует за функцией»
Небоскребы: - кирпич и камень – облицовка металлического каркаса - здание содержит современное оборудование…
Реакция деятельности Салливана в Европе: венский архитектор Адольф Лоос, Хендрик Берлаге – голландец. Обнаженные кирпичные стены, отказ от декора, металлические каркасы не закрываются, стеклянные купола. Гладкая форма была в Европе откровением.
В Германии появляется Веркбунд – немецкий художественно-промышленный союз – объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников. Основан в Германии в 1907 г. Идеи -рационализма -конструктивизма, - функционализма.
Разрабатывали изделия , построенные с учетом их промышленного изготовления. Разрабатывали интерьеры.
Организуют выставки в Кельне…
Детельность была прекращена из-за войны и кризиса, следующий виток развития – с 1924 года. Была выставка промышленных изделий «форма без орнамента»
В 1927 году в Штутгарте проходит выставка «Жилище», на которой были представлены концепции домов с новым видением интерьеров, в том числе металлостеклянные. Выставка «Стул» - трубчатая сталь.
В 1933 году с приходом нацистов Веркбунд упраздняют.
Вальтер Гропиус – один из основоположников рационалистического направления архитектуры, общепринятый лидер немецких функционалистов, создатель и руководитель Баухауза – первой школы промышленного дизайна. Его творческое кредо: «каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть - выполнять свои практические функции - быть удобным, дешевым и доступным».
1911 год – здание обувной фабрики. В результате получилось - единство конструкции и внешнего мира - перетекание внешней и внутренней среды (стеклянные фасады).
1914-1915 гг – проект павильона Веркбунда.
После 1 мв возглавил художественно-промышленные мастерские и школу изобр искусства в Веймере, которые объединил и реорганизовал под названием Баухауз (дословно – «дом строителя»)
В 1925 году школа переведена в Дессау и упразднена в 1933 году.
Здание Баухауза «при полном отсутствии декора четко выявлена конструктивная основа сооружения». Дома мастеров построены по проекту Вальтера Гропиуса.