Существует Библиотека Материалов с филиалами в крупных городах мира.
Адрес библиотеки, база с полным доступом www.materialconnexion.com
Трендовые материалы:
· эко-материалы
· мономатериалы
· биополимеры – высокомолекулярные , явл. Структурной основой всех живых организмов
· металлы «ню» - необработанные металлы
· цвет через структуру – цвет без пигментов, а за счет структуры материала.
Модные материалы
· полупрозрачность
· осязаемость
· устойчивость (полимеров)
Использование пластика в дизайне. (миска, стулья, пр муть)
Вернер Пантон. Пластмассовая революция 1950-60 гг.
Стул без ножек Panton Chere, монолитный, штабелируется (экономия пространства), эргономичен
Пластик – лидер среди материалов для дизайна.
Биопластик – производится на основе растительных материалов
Растительное масло, переработка растений (белки), угольные волокна
Изготавливают ноуты, телефоны, корпуса автомобилей и их салоны
Материалы, подлежащие 100% утилизации. Пластмассы с повышенной текучестью.
Поликарбонат
Резина в дизайне (Гаэтано ПЕШЕ, италия)
Силикон. Соединение содержащее кремний и кислород, которое не встречается в природе. Синтез предложен советским ученым Адриановым К.А.
Керамика. Впервые в промышленных масштабах начали изготавливать в Италии.
Керамогранит. Каменно-фарфоровая керамика. Прочная и морозостойкая керамическая плитка. (80-е г.)
Алюмокомпозит.
Акрил
Стекло цветное закаленное
Полиамид (стулья, лыжи)
CORIAN – материал, активно используемый архитекторами. Изобретен компанией DuPont. Не имеет пор, очень твердый, легко чистится, не впитывает загрязнений, экологически чистый, принимает любую форму без стыков и швов, выпускается в большом цветовом разнообразии, активно применяется в производстве мебели, дизайне и создании интерьеров. Искусственная каменная масса, с возможностью вторичного использования. Изготавливается из натуральных минералов и акриловой смолы
С точки зрения высокого дизайна – очень благодарный материал.
12.09.2012г.
Арт-дизайн в зарубежном проектировании ХХ - начала ХХI века.
Арт-дизайн отличается от промышленного тем, что соединяет приемы авангардного изобразительного искусства, изделия выполняются промышленным способом, связана с созданием функциональных объектов, обладающих художественной ценностью. Это баланс между утилитарной вещью и искусством. Утилитарное значение сохраняется в малой степени, лишаются его, вещи становятся выставочными.
Арт-дизайн давно существует в странах запада, нацелены на преодоление издержек функционального, коммерческого дизайна, используется фирмами в целях рекламных, ставится задача выделиться среди конкурентов.
Изделия арт-дизайна демонстративно-выставочные, утилитарные функции завуалированы.
Бразильцы братья Кампано – светильники. Стекольный завод Venini.
Роль арт-дизайна заключается в противодействии процессам унификации и стандартизации, идеалам, рекламируемым СМИ.
Соединяет приемы авангардного искусства и пром-дизайна. Связан с созданием функциональных объектов, обладающих художественным образом.
- формирование арт-дизайна происходит под влиянием изобразительного искусства, в 1 половине XX века.
- другой объект Ритвельда – стул-скульптура «Зиг-заг»
-футуристы тоже внесли свою лепту в развитие арт-дизайна, они искали художественные средства, передающие скорость, технический прогресс…
последней ступенью в становлении арт-дизайна стал стиль арт-деко, 1920-30 гг.. Соня Делоне – лидер в прикладном искусстве арт-деко. Она работала с текстилем, экспериментирует с ритмом, сочетанием цветов, поиск динамики движения в декорировании тканей.
Она создает авангардный стиль костюма и интерьера: с крупными цветовыми пятнами, оптическими эффектами…
По характеру арт деко –обтекаемый, лаконичный, геометрический стиль. Отличается закругленными углами, четкими вертикальными линиями, вогнутыми формами, узоры с восточными и африканскими мотивами.
Материалы – дорогие и экзотические, цвета сочные, часто золото и белый.
В арт деко смешаны мотивы кубизма, авто и авиа дизайна, этнические мотивы Азии, Африки. Простота линий и хромированный металл.
Жак-Эмиль Рульман, известный и успешный дизайнер арт-деко. Его работы отличают идеальные пропорции, цельность конструкции.
Дизайнера 1970-х годов нашли для себя духовно близкое течение в искусстве – сюрреализм. Развиваются органический и биоморфный сюрреализм, а также «натуралистический» сюрреализм. Сальвадор Дали. Яблоко в котелке – кресло.
Карло Моллино – биоморфный сюрреализм, рассматривает через призму скелета животного… Серия столов «Арабеска» (1950г.) - экстремальная пластика древесины.
Поп-арт – изделия имеют ярко выраженный художественный образ. Студия Алхимия, Мемфис, Г.Пеше – это итальянская линия в арт-дизайне 1980-2000 гг. протест функциональности, стандартизации. Происходит поиск цвета и пластики.
Филипп Старк – соковыжималка, стул, лампа – пистолет,
Том Диксон – экспериментирует со стульями, почти нематериальные, сидения – светильники.
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА.
Практика раннего дизайна.
Началом условно считается 1907 год – архитектор, художник, дизайнер Петер Беренс был приглашен на работу в компанию AEG. С целью создания фирменного стиля компании.
- Создание архитектурного стиля производственных зданий
- реклама
- графика торговой документации
Было создано лицо компании, что послужило увеличению продаж, узнаваемость компании. Этот случай в истории дизайна вводит определение: дизайн как средство организации рыночного производства.
Внешняя форма вещей Петера Беренса строилась на повторах геометрических элементов:
- шестигранников
- кругов
- овалов.
Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы:
- приведенные к определенному ритму и пропорциям
- никаких традиционных форм…
Годы кризиса 20-х годов в США стимулировали развитие дизайна из-за трудностей со сбытом товара. Дизайн был направлен на оживление сбыта и рассматривался как средство эстетизации промышленных изделий.
В Европе были созданы школы подготовки художников дизайна.
Баухауз – академический вариант европейского дизайна.
Термин industrial design («промышленное искусство») - появился на Всемирных промышленных выставках, означает – называние изделий, в процессе создания которых участвовала машина и которые выпускали массовыми тиражами. 1 Всемирная промышленная выставка проходила в Англии в 1851 году. Выставка проходила в Лондоне, в Хрустальном Дворце, специально спроектированной для этого инженером Джозефом Пакстоном. Историки видят в этом проекте начало современной архитектуры – первые прообразы Хай-тек. Это было огромное сооружение из металла и стекла, представляло собой огромную оранжерею. В качестве модуля серийно изготовленных стандартных частей был взят лист стекла максимальных размеров. Площадь 72 тыс.кв.м. Пятинефная оранжерея для машин. Впервые в истории экспонатами для выставки стали машины.
Итогами выставки стали:
- реклама английских товаров
- был дан импульс развитию инженерного искусства
- быстрое распространение изобретений по свету.
Знаменитая Эйфелева башня (1889 г.)
Выводы:
- Технические изделия были представлены как художественные экспонаты.
- Выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий
- стала очевидность поиска нового формообразованию, отвечающего особенностям технологии машинного производства.
Способы выхода из сложившейся ситуации:
1. Возврат к ремесленному способу производства – осмысленной красоте вещей, созданных в процессе ручного труда (Рескин, Моррис)
2. Создание школ декоративно-прикладного искусства, разработка методов обучения новой профессии.
Джон Рескин был наиболее авторитетным… можно почитать в переизданиях.
- искусство должно быть тесно связано со средой человека
- знание и понимание природы даст способность создавать подлинное искусство
- принципы средневекового искусства – предпосылки для формирования подлинного искусства
- Рескин не признавал продукцию массового производства.
- работа с чистым материалом, без имитаций.
В Англии – братство прерафаэлитов. Поиск правдивых образов в искусстве.
Идеи Рескина были развиты его учеником Уильямом Моррисом (1834-1896 гг), самый знаменитый художник и теоретик искусства, Викторианского. Сфера интереса: шпалеры, ткачество, керамика и витражи, комплексное оформление интерьеров (Зеленая гостиная), книгоиздательство. Была организована фирма «Моррис & Ко»
Моррису удалось преодолеть разделение между трудом художника и ремесленника. Была создана фирма, которая работала во всех видах прикладного искусства. В стилизации растительных орнаментов для тканей и обоев предвосхитил стиль модерн.
Моррис ориентировался на национальные традиции английской культуры, источником которой он видел в средневековье. Он не принимал эстетику викторианского интерьера с его перегруженностью вещами.
«Искусства и ремесла» - движение, основанное Моррисом. Главной идеей было возвращение к ручному мастерству как идеалу прикладного искусства.
В своей фирме Морис реализовал себя как орнаменталист.
Его фирма просуществовала с 1861 до 1940 г. Изделия, созданный фирмой, в настоящее время являются коллекционными.
Моррис организовал издательство «Кельмскотт-пресс», создавал книги, оформленные по образцам средневековых книг, создал свои шрифты.
Музей Виктории и Альберта в Лондоне – зеленая гостиная Морриса
Готфрид Земпер – немецкий архитектор и теоретик искусства, принимал активное участие в создании экспозиции I Всемирной выставки. Ему была предложено создать программу для обучения художников-прикладников. Соединение училища с музеем – как пример – училище барона Штиглица в СПб.
-Машину видел как средство создания художественных форм.
-отказ от имитации материалов. И т.п.
19.09.12 г.
Практическое занятие состоится 29 сентября, в субботу, ст.м. Приморская, в 15-00 у выхода, на воздухе. Идем в галерею дизайна.