Классификации гостиниц и других средств размещения
Тема 2
Контрольные вопросы и задания
Гостиничных технологий
Этапы проведения функционального анализа
I этап — подготовительный: включает выбор объекта исследования, постановку задачи, определение цели анализа, формирование группы специалистов по его проведению.
II этап — информационный: включает ознакомление с технической, юридической документацией и экономическими показателями, характеризующими исследуемый объект.
III этап — аналитический: цель — провести анализ объекта в целом для определения задач по выработке вариантов решений, направленных на его совершенствование. На этом этапе разрабатывается структурная модель объекта, устанавливаются и формулируются выполняемые им функции.
IV этап — творческий: цель — поиск альтернативных вариантов выполнения основных функций. Результативность творческого этапа зависит от формы организации процедуры выдвижения идей, выбора методов работы.
V этап — исследовательский: проводятся оценка и предварительный выбор вариантов выполнения основных функций. Для отбора альтернативных вариантов должны быть выработаны оценочные критерии, позволяющие обеспечить возможность сравнения.
VI этап — рекомендательный: на основе отобранных вариантов принимается решение по внедрению рекомендаций, разработанных в процессе исследования.
VII этап — внедрение и контроль результатов: по результатам исследования и анализа составляется график внедрения разработанных технических и организационных решений и осуществляется их реализация.
1. В чем значение формулирования миссии гостиничного предприятия? Чьи интересы отражает миссия?
2. Какая существует связь между миссией отеля и целью его функционирования, между целями отдельных служб гостиницы и общей стратегией данного предприятия?
3. Перечислите цели гостиничного предприятия.
4. Как определяется стратегия и тактика гостиничного предприятия?
5. Перечислите базовые принципы организационной структуры гостиницы. В чем значение организационной структуры?
6. Что понимается под структурой управления гостиничного предприятия? От чего зависит построение организационной структуры?
7. Какие службы традиционно выделяются в структуре гостиничного предприятия? Дайте им характеристику.
8. Какая организационная схема отражает иерархию должностной структуры? Почему схема должна быть гибкой? В чем отличие структуры отеля экономического класса от гостиниц класса «люкс»?
9. Какие подразделения включены в службу управления номерным фондом?
10. Каковы функции отдела хозяйственного обеспечения и обслуживания гостиницы?
11. Каков вклад инженерно-технических служб гостиницы за повышение эффективности работы отеля?
12. Что можно сказать о роли медицинских служб в современном отеле?
13. Почему бизнес-центры стали неотъемлемой частью современных высококлассных гостиниц?
14. Зачем современной гостинице маркетинговые службы?
15. Сформулируйте миссию и цели своего отеля.
1. Законодательные основы гостиничного хозяйства
2. Терминология в гостиничной индустрии
3. Основные подходы к системам классификаций
средств размещения
1. Классификация по уровню комфорта
2. По размеру
3. По ценам
4. По месторасположению
5. По продолжительности работы
6. По обеспечению питанием
7. По продолжительности пребывания гостей
8. По уровню, ассортименту и стоимости услуг
9. В зависимости от потребителя гостиничных услуг
10. По функциональному назначению
11. В зависимости от назначения, особенностей категорий туристов
К законодательным основам, регулирующим деятельность гостиничного хозяйства в России, относятся:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)
(с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г.,
8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14,26 ноября 2002г.,10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 декабря 2004 г.),
определяющий основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивающий и защищающий экономические и личные права граждан, устанавливающий правила об имущественном и рыночном обороте.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
(с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2 ноября 2004 г.),
определяющий финансовые обязательства перед государственными органами, муниципальными учреждениями.
3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принят 17.01.2007 г., одобрен Советом Федерации 24.01.2007г., вступил в силу в июне 2007г.
Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого тур. рынка в РФ, регулирующий отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
(с изм. и доп. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г.).
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
(с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г.).
6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» вступил в силу 01.07.2003 г.
7. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»
Статья 5. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.
8. Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами, вступившая в силу 15 июня 1979 г., призванная регулировать подписание и исполнение гостиничных контрактов международного характера.
9. Международные гостиничные правила, одобренные советом Международной гостиничной ассоциации 2 ноября 1981 г., призванные информировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях.
10. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г.).
В нашей стране данное постановление является основным нормативным документом для таких предприятий, как гостиница. Исходя из требований, предъявляемых этим документом, хозяйствующие субъекты, предоставляющие гостиничные услуги, организуют процесс их оказания.
11. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36
(с изм. и доп. от 31 мая, 20 августа 2002 г., 15 апреля 2003 г.)
12. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21 июня 2003 г. № 197
«Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения», устанавливающий цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения по категории («без звезд», «одна звезда», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды», «пять звезд»)».
- о прекращении применять на территории РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 г. №1004-р «О системе классификации гостиниц и других средств размещения». Приказ Федерального агентства по туризму Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения».
- о прекращении применять на территории РФ ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» в связи с распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2005 года № 1004-р с 1 августа 2006 года.
Госстандарт России Постановлением от 27 нюня 2003 г. №63 постановил «признать национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2000г. для применения в Российской Федерации».
Перечень основных национальных стандартов сферы туризма:
1. ГОСТ 30335-95 «Услуги населению. Термины и определения».
2. ГОСТ 28681.1-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».
3. ГОСТ 28681.3-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».